Статьи по дате

The Washington Times | 12 мая 2005 г.

Вреднее всего для экосистем... люди

Дэн Уиппл, UPI

Можно сколько угодно рассуждать о глобальном потеплении, ядерном распространении, столкновениях с астероидами и цунами, но самое страшное для любой экосистемы - это появление поблизости людей.

На протяжении последних 50 тыс. лет появление людей на континентах, где обитали крупные животные, привело к "коллапсу мегафауны", утверждает Дэвид Берни, директор Национального тропического ботанического сада на Гавайях.

Массовое вымирание животных, особенно крупных, "наблюдается сначала в местах, с которых начинается колонизация людьми, а заканчивается на отдаленных островах, по-видимому, колонизованных в последние века, таких как Маврикий и Галаппагос".

"Эта модель справедлива для всех без исключения ареалов распространения крупных животных", - заявил Берни.

Последнее вымирание, которое, можно сказать, продолжается по сей день, началось 12 тыс. лет назад, когда люди, вооруженные новейшими орудиями охоты, вслед за отступающим ледником пересекли Берингов пролив и пришли в Северную Америку. Немногим позже, по геологическим меркам, через 2-3 тыс. лет, исчезли многие североамериканские животные: мамонты, лошади, верблюды, саблезубые тигры и так далее.

В научных кругах не затихают споры о том, было ли их вымирание результатом изменения климата или появления человека. Ведущим сторонником версии об изменении климата является Рассел Грэхэм, хранитель музея Земли и минералов при Университете Пенна.

В прошлом году Грэхэм рассказал UPI: "Разработанная мною модель касается потепления. Причиной вымирания было не только потепление. Климатические колебания уменьшили географическое распространение млекопитающих".

По мнению Грэхэма, ограничение среды обитания млекопитающих сделало их уязвимыми для других экологических факторов: пожара, неурожая, засухи, возможно, охоты, - то есть поставило их под угрозу исчезновения.

Пол Мартин из Университета Аризоны заявил, что охотники не могли не оказать влияния на популяцию мамонтов. Отметив, что их вымирание подозрительно совпадает с появлением людей, он пришел к выводу, что рост человеческой популяции и расселение человека могли стереть мамонтов с лица земли всего за 300 лет.

В статье, опубликованной в октябре 2004 года в журнале Science, предлагается промежуточная версия, согласно которой "люди способствовали вымиранию на некоторых континентах, но нельзя возлагать ответственность за вымирание того или иного вида только на охоту. Есть основания полагать, что сочетание деятельности человека с изменением климата определило время и место вымирания в северном полушарии".

Впрочем, люди, безусловно, сыграли важную роль в этом процессе, и Дэвид Берни заявил, что "философский аспект" обязывает нас попытаться восстановить экосистему плейстоцена в некоторых районах США. Вместо парков Юрского периода, наполненных вымышленными динозаврами, мы должны создать парк плейстоцена с настоящими животными того периода, дожившими до наших дней, или их ближайшими сородичами.

"Я думаю, мы должны доказать свою способность навести порядок, так как именно мы были причиной вымирания", - отметил Берни.

Берни, Мартин и другие ученые участвовали в симпозиуме, организованном с помощью медиа-магната Теда Тернера и посвященном созданию экосистемы плейстоцена на одном из обширных ранчо Тернера в Нью-Мексико.

В Сибири Сергей Зимов, директор Северо-Восточной научной станции в Якутии, пытается создать парк плейстоцена на участке площадью 160 квадратных километров.

В статье, опубликованной 6 мая в журнале Science, Зимов писал: "Треть этой территории занимают луга, треть - леса и еще треть - ивняк. Сегодня многие представители экосистемы мамонтов обитают в Северной Якутии".

Зимов планирует импортировать из Канады бизонов и акклиматизировать сибирских тигров, которые находятся под угрозой вымирания в местах своего обитания.

"С научной точки зрения парк плейстоцена важен, так как позволяет проверить роль крупных травоядных в создании и поддержании луговых экосистем", - отметил он.

При потеплении земной поверхности в результате нынешних изменений климата сохранение травяного покрова имеет критическое значение. Повышение температуры приведет к таянию вечной мерзлоты, в которой сегодня содержится большое количество органического углерода. Его выброс в атмосферу усилит парниковый эффект.

Берни предупредил, что в США это пока только идея, не обеспеченная финансированием.

"Я знаю, что она кажется надуманной, - добавил Берни, - но все новые идеи поначалу производят такое впечатление, а потом все говорят, что думали так всегда".

Источник: The Washington Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru