Frankfurter Allgemeine | 12 мая 2008 г.
"Я лишь выполнил свой долг"
Мартин Виттманн
Это связано с сутью этой чудовищной трагедии: она не оставляет места героям. Их не найти и среди представителей власти - они дали Йозефу Ф. разрешение на усыновление троих детей, по непонятным сегодня причинам поверив в то, что его дочь Элизабет ушла в секту и просто подкинула детей к дверям родительского дома. И в рядах полиции, которая провела тогда, в 1984 году, когда пропала Элизабет, катастрофически поверхностное расследование. И безучастные соседи, которые рассказывали журналистам как само собой разумеющееся то, что Йозеф Ф. был известен в этом местечке как насильник, отсидевший в тюрьме, и как тиран, тоже не годятся на роль героев.
Журналисты тоже недостойны славы, по крайней мере, те из них, которые наряжаются врачами или лезут на деревья, растущие рядом с забором клиники Амштеттена, чтобы сделать фотографии ее знаменитых пациентов: Элизабет, ее матери и пяти рожденных в результате инцеста детей. И жена Ф. Розмари, по всей видимости, все эти годы не знала о том, что ее муж держал в плену их дочь всего в паре метров от их дома, насиловал ее и зачал семерых детей, включая тех, которые были обнаружены перед дверями их дома.
Но при этом кажется невероятным то, что она не узнала в звонившем анониме, который, изменив голос, выдавал себя за исчезнувшую Элизабет, своего мужа. Кого же тогда превозносить в этой истории, больше похожей на кошмар? Остается только Альберт Райтер. Человек, которого весь мир узнал как одетого во все белое, несколько раздраженно взирающего на окружающих господина в возрасте за пятьдесят, сообщающего на пресс-конференции о состоянии здоровья своей пациентки Керстин Ф., дочери "амштеттенского монстра".
Загадочная пациентка
В данном случае звучащее как ругательство слово "герой" вызывает у врача опасную нервозность. "Я лишь выполнил свой долг", - отрезает заведующий реанимационным отделением клиники Амштеттена. Но что еще остается говорить скромному заведующему? Что без него "вторая семья" Йозефа Ф., как он сам ее называет, продолжала бы до сих пор жить в подвале? Наверное, так бы оно и было. Поскольку именно Райтер вечером 19 апреля после того, как в клинику доставили женщину с судорогами и в бессознательном состоянии, изо рта которой шла кровь, мужественно и с пониманием дела взялся за свою работу.
Керстин Ф. была доставлена в клинику в критическом состоянии. Судороги привели к кислородному голоданию, и нависла угроза отказа внутренних органов. Чтобы спасти ее жизнь, Райтер погрузил таинственную пациентку в искусственную кому и назначил лечение, заменяющее работу почек. Более точного диагноза тиролец поставить не мог и поэтому должен был ознакомиться с историей болезни женщины (Керстин Ф. до сих пор находится в искусственной коме).
Вечером того же дня в клинику приехал "дедушка" пациентки Йозеф Ф., который и звонил в скорую. В руках у него было письмо матери Керстин, которая, по его словам, ушла в секту. Если верить австрийскому журналу Profil, то в записке было написано следующее: "Пожалуйста, помогите ей. Она никогда до этого не была в больнице. Она очень, очень боится посторонних. Я попросила своего отца о помощи, поскольку он единственный, кого она знает". Письмо, как и записки, которые были "найдены" вместе с подкидышами около двери, на самом деле было написано Элизабет под давлением Йозефа Ф.
Его роковая ошибка
Райтеру это показалось подозрительным. Он должен поговорить с матерью, чтобы узнать историю болезни Керстин. Он позвонил в полицию и попросил привлечь к поискам матери прокуратуру и СМИ. ORF показало сюжет под названием "Смертельно больная женщина ищет свою мать", в котором Райтер обращался к "пропавшей" матери. Она увидела сюжет, находясь в подвале. Всеми силами в течение недели она пыталась убедить Йозефа Ф. отвезти ее в больницу к дочери. В конце концов он ее выпустил. И двое других выросших в подвале детей смогли увидеть дневной свет. 73-летний глава обоих семей, которые он держал под невероятным давлением, сдался. Но почему?
Неужели он в конце концов понял, что больше так не может? Или он испытал сострадание? Или все-таки он настольно привык к тому, что ему все сходило с рук, и совсем рехнулся - о чем свидетельствует его дикий план, которым он поделился через своего адвоката Рудольфа Майера с австрийским журналом News: "Элизабет и ее дети после своего освобождения должны были рассказать, что до последнего момента они были в тайном месте, принадлежащем секте".
Но до этого, как известно, дело не дошло. Йозеф Ф. объявился у Райтера 26 апреля. Блудная дочь вернулась. Подозрение Райтера усилилось после того, как, по сообщениям журнала Profil, Йозеф Ф. отказался от генного тестирования и хотел помешать врачам снова обратиться в полицию. Это и стало его роковой ошибкой. В криминальной полиции раздался звонок. В этом месте героическая история Райтера превращается в легенду. По словам представителей полиции, звонок поступил из клиники, но от кого - никто не должен узнать.
Анонимный звонивший положил конец мучениям
Вечером в клинику приехала 42-летняя поседевшая Элизабет Ф. в сопровождении своего отца. Райтер говорил с ней об истории болезни ее дочери Керстин. Элизабет и Йозефа Ф. задержали прямо в клинике. Тем самым было раскрыто дело об исчезновении Элизабет Ф. и начато дело об инцесте. В полицейском автомобиле подозреваемый заявил о том, что будет отвечать на вопросы только в присутствии своего адвоката.
На прошлой неделе он заговорил в присутствии своего адвоката, при этом разрешили присутствовать и общественности. В статье, названной "Ужасные признания Йозефа Ф.", Йозеф Ф. признается в том, в чем надо, и отказывается от всего того, от чего только можно отказаться. Да, он заманил в 1984 году свою дочь в отстроенный тремя годами ранее подвал, чтобы сделать ее там своей "второй женой". Нет, он не подвергал свою дочь сексуальному насилию, когда ей было 11 лет. И только позже, "там, внизу". Да, ему известно, что он сошел с ума и что он преступник. Единственный, кто, кроме Йозефа Ф. и его жертв, узнал об этом и тем самым положил конец невообразимым мучениям семьи, был анонимный звонивший из больницы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях