El Pais | 12 ноября 1999 г.
Коррупция и преступность
Херманн Терш
Чеченская война угрожает нанести по молодой российской демократии такой же удар, каким стала для советского режима война в Афганистане, считает автор статьи. Кроме того, Россия являет собой яркий пример того, как моральное разложение и коррупция в руководстве страны превращают государство в сущее наказание для своих собственных граждан и в угрозу для соседних стран.
Автор статьи предлагает представить, что российские власти говорят правду, утверждая, что располагают доказательствами (которые скрываются от общественности) о причастности групп чеченских террористов к взрывам жилых домов в российских городах. Можно также забыть и о сообщениях по поводу несогласованных действий милиции и спецслужб, когда последние подложили в один из московских подвалов взрывчатые вещества и объяснили свои действия желанием проверить бдительность населения. Даже в этом случае развернутая Москвой против Чечни военная кампания кажется абсурдным и несоразмерным ответом на действия террористов, поскольку ее главной жертвой становится мирное чеченское население.
В статье подчеркивается, что, сравнивая с землей чеченские города, невозможно победить терроризм. Напротив, появятся новые поколения бойцов, испытывающих откровенную ненависть к России. Москва знает, что установить силой контроль над всей территорией Чечни можно лишь испытанным способом - массовой депортацией населения в отдаленные районы страны. Если Россия не решится прибегнуть к этому использованному Сталиным жестокому методу, она никогда полностью не сможет доминировать в этом регионе. Российские войска смогут контролировать основные дороги, коммуникации и города, однако они всегда будут чувствовать себя на вражеской территории. Нормальную мирную жизнь наладить не удастся: войскам постоянно придется быть начеку, но все равно они будут нести постоянные потери.
Однако помимо того, что военный конфликт в Чечне является безнравственной и преступной политической и военной ошибкой, уносящей человеческие жизни, он может нанести по молодой российской демократии такой же серьезный удар, каким стала для советского режима война в Афганистане. Моральное разложение в российских политических кругах оправдывает некий цинизм такого вывода. Были ли террористические акты в российских городах причиной или предлогом для начала чеченской кампании, неизвестно, однако они привели к появлению на российской политической арене премьер-министра Путина и сосредоточили внимание общественности на необходимости борьбы с ненавистными чеченцами. В результате население стало уже не столь активно интересоваться кредитными карточками семьи Ельцина и деятельностью политиков и мафиозных кругов по разворовыванию кредитов МВФ.
Коррумпированной верхушке была жизненно необходима чрезвычайная ситуация, чтобы избежать судебных процессов и компенсировать постоянные унижения населения России демонстрацией военной силы. В отсутствие серьезных идеологических ориентиров, коррупция, безусловно, угрожает демократии в мировом масштабе. Россия представляет собой яркий пример того, как моральное разложение в руководстве превращает государство в самое настоящее наказание для своих граждан и в угрозу для соседних стран. Речь идет не только о Чечне. Неприкрытые угрозы России в адрес таких кавказских республик, как, например, Грузия, свидетельствуют об агрессивности внешней политике, к которой странам Запада следует отнестись очень серьезно.
Дестабилизировать обстановку в Армении, Азербайджане или Грузии не так уж сложно. И Россия постоянно предпринимает такие попытки, особенно сейчас, когда она терпит одно поражение за другим в борьбе за свою законную долю нефтяных месторождений на Каспии.
Большие стратегические цели, которые ставит перед собой Россия, в сочетании с низменными интересами политических и мафиозных кругов, создают ситуацию, вызывающую у стран региона все большее беспокойство. Предстоящий в Стамбуле саммит ОБСЕ станет хорошей возможностью дать понять России, что поразившая ее коррупция уже превратилась в проблему международной безопасности. Эта проблема, равно как и гибель в Чечне тысяч ни в чем не повинных граждан, перестала быть внутренним делом России, - делает вывод автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
