Financial Times | 12 ноября 2001 г.
Бесстрастный Путин делает рискованные ставки
Эндрю Джек
В то время как президент России Владимир Путин готовится встретиться с Джорджем Бушем, многие россияне надеются, что его рискованная игра по оказанию столь широкой поддержки в борьбе с терроризмом бывшему противнику времен холодной войны даст определенные и конкретные результаты.
Хотя в последние дни официальные лица в обеих странах говорят, что не следует ожидать многого от предстоящей встречи, эксперты полагают, что на переговорах в Белом доме и на ранчо Буша в Техасе Путину необходимо добиться значительных уступок со стороны США.
Мало кто сомневается, что 24 сентября Путин сделал исторический шаг, когда предложил США сотрудничество по обмену разведданными и предоставлению воздушных коридоров, а также снял все возражения по поводу размещения на территории среднеазиатских государств американских войск для нанесения ударов по Афганистану.
Он пошел дальше, пообещав закрыть военные базы на Кубе и во Вьетнаме, символизирующие собой былое советское присутствие за рубежом.
Кроме того, Путин и его основные советники все чаще намекают на новую гибкость в толковании российской стороной Договора по ПРО.
Даже посол США в Москве Александр Вершбоу признался в этом месяце: "За исключением Великобритании, США получили от России более широкую поддержку, чем от любого другого из своих союзников".
Вопрос в том, что необходимо предпринять для сохранения этого нового альянса, а также для того, чтобы прозападная политика Путина получила поддержку в самой России.
Путин ведет себя подобающим для государственного деятеля образом, настаивая, что он не торгуется, а просто реагирует на угрозу терроризма, которая также опасна для его страны, как и для США.
"Россия не ожидает никаких преференций или платы за свою позицию, поддерживая вашу страну в борьбе с терроризмом", - заявил он в интервью телеканалу "Эй-Би-Си".
Однако заместитель главы московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин отмечает: "Россия не будет ничего просить открыто, однако она по достоинству оценила бы, если бы США более внимательно прислушались к ее нуждам".
"Для Путина важно показать, что он не столь наивен, как Горбачев, и не столь беспечен, как Ельцин, что он стремится строить отношения на прагматической основе".
На прошлой неделе один из лидеров партии "Яблоко" Владимир Лукин намекнул, что никто не требует награды заранее, перед тем как помочь соседу при пожаре в его квартире, но "другое дело, когда ваш сосед, как порядочный человек, благодарит вас за помощь в тушении пожара".
Россия уже начала получать выгоду от занятой ею позиции, которая, как подчеркнул Путин, нашла свое отражение в мерах, которые Россия начала принимать задолго до 11 сентября.
Министр торговли США Дональд Эванс придал новый импульс заинтересованности иностранных инвесторов в России, отдавая должное путинской программе рыночных реформ.
По словам участников переговоров, в последние две недели в США начали проявлять все большую готовность поддержать статус России как страны с рыночной экономикой и тем самым способствовать ее скорейшему вступлению в ВТО, что является одной из приоритетных задач Путина.
В начале этого месяца администрация Буша начала говорить о возможной отмене поправки Джексона-Вэника, ограничивавшей экспорт советских товаров в ответ на ограничения еврейской эмиграции. Эта поправка до сих пор вызывает раздражение Кремля.
Кроме того, Белый дом, наряду с правительствами некоторых европейских стран, смягчил критику по поводу жестоких действий России в отношении Чечни. Вашингтон переключился с указаний на нарушения прав человека и требований урегулировать чеченскую проблему - на связь между чеченскими повстанцами и международным терроризмом.
Более того, судя по просочившимся в последние дни сведениям, Буш теперь намерен сократить количество американских стратегических ядерных боеголовок до 1750 - это намного опережает первоначальные планы сокращений и соответствует требованиям России. Он уже приостановил испытания новых американских систем, которые рассматривались Россией как нарушение Договора по ПРО.
Однако Путин выразил желание, чтобы Россия была в политическом и военном плане интегрирована в современную мировую систему, а в конце прошлой недели он призвал к тому, чтобы России была предоставлена возможность участвовать в принятии решений в НАТО.
В начале этого месяца посол США в России Александр Вершбоу намекнул, что, как только проблема Договора по ПРО будет решена, появятся хорошие возможности для укрепления стратегического партнерства с Россией. Речь может идти о более активном сотрудничестве России с НАТО, совместном принятии решений по борьбе с терроризмом, а также заключении нового американо-российского договора.
На данный момент обе стороны стремятся дать понять, что в ближайшей перспективе не следует ожидать слишком многого.
В последние дни министр иностранных дел России Игорь Иванов и советник Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс утверждали, что на этой неделе не стоит ждать появления новых стратегических рамок отношений между двумя странами.
"Я не думаю, что Кроуфорд станет поворотным пунктом, - отметил Тренин. - Это один из многих ключевых моментов, которые, я надеюсь, направят российско-американские отношения в сторону формирования квази-альянса. Он предоставил бы отличную возможность освободиться от пережитков холодной войны".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях