Frankfurter Allgemeine | 12 ноября 2002 г.
Квадратура кенигсбергского круга
Хорст Бациа
Виза и все же не виза: компромисс между Брюсселем и Москвой
В наконец-то улаженном споре между ЕС и Россией по вопросу о транзите в российский анклав Калининград через Литву речь для Москвы шла, прежде всего, о реализации политически и символически важного принципа: российские граждане должны иметь возможность безвизового проезда из одной части страны в другую. Для Европейского союза задача заключалась в том, чтобы найти возможность урегулирования, которая соответствовала бы действующим правовым нормам транзитного сообщения через будущую территорию ЕС, которая уважала бы суверенитет Литвы, как будущего члена ЕС, и которая при всем том, насколько возможно, учитывала бы чувства россиян. Пойдя на значительные уступки, ЕС постарался расчистить путь для широкого сотрудничества с Россией в и вне Кенигсберга.
В течение последних недель подготовленное на переговорах в Москве и Брюсселе решение, которое окончательное было согласовано с президентом Путиным в понедельник на саммите Россия - ЕС, очень похоже на "квадратуру круга", как выразился один европейский дипломат. Европейский союз соглашается на введение ? по согласованию с литовским правительством ? при определенных условиях сходного с визой так называемого "документа для облегченного транзита" через территорию Литвы.
Кроме того, ЕС готов доверить независимым экспертам проведение исследования по вопросу о том, может ли скоростное безостановочное железнодорожное сообщение с Кенигсбергом с точки зрения общей охраны границ быть настолько надежным, что в этом необычном случае можно было отказаться не только от виз, но даже от особого транзитного документа. Однако вопрос об организации такого железнодорожного сообщения может решиться только после вступления в ЕС Литвы. Кроме того, ЕС приступает к обсуждению вопроса о взаимном отказе от виз, что было предложено в августовском письме Путина, адресованном главам европейских государств, однако эта инициатива рассматривается исключительно как долгосрочный проект.
Повторная уступка российским требованиям помогла Москве согласиться с компромиссным вариантом, не предусматривающим полного отказа от виз, так как иначе он вошел бы в противоречие с действующими правовыми положениями ЕС. Возможное исследование надежности скоростного безостановочного железнодорожного сообщения, которое может быть организовано в 2004 году только после получения официального согласия из Вильнюса, дает возможность российскому правительству рассматривать введение документа для упрощенного транзита как временное переходное решение.
Так, ЕС на прошлой неделе еще раз проявил гибкость и предложил Москве дополнительные льготные условия при выдаче упрощенного транзитного документа. Лица, следующие из Кенигсберга и в обратном направлении на поезде, должны иметь возможность приобретать этот документ также в туристическом агентстве или на российских вокзалах, если речь идет об однократной поездке в оба конца. Персональные данные поступят литовским властям, которые будут иметь право не разрешить такую поездку. Пассажиры будут получать транзитный документ при пересечении границы. Обычный документ для облегченного транзита (на один год для многократных поездок) будет выдаваться в литовском консульстве.
Оба типа транзитных документов будут действительны для поездок по железной дороге, при автобусном и автомобильном сообщении с 1 июля 2003 года. Литовское правительство категорически отвергло возможность введения коридора, чего сначала добивалась Москва. Основной интерес литовцев заключался в том, чтобы не принимать условий, которые могли бы помешать будущему присоединению Литвы к Шенгенскому соглашению о ликвидации пограничного контроля внутри Евросоюза. В интересах Литвы, которая не хотела попасть под давление Москвы, были переговоры между ЕС и Россией. Литве гарантируется, что все уступки, выторгованные Россией при установлении особого режима транзита между основной территорией страны и калининградским анклавом, не противоречат Шенгенскому соглашению.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях