Libération | 12 октября 2004 г.
"Армия Махди" неохотно расстается с оружием
Дидье Франсуа
Небогатый урожай для показательного разоружения. Допотопные ружья, несколько противотанковых гранатометов, три миномета и десяток снарядов малого калибра - вчера в комиссариате "Эль-Джазаир", главном пункте сбора оружия, открытом в бедном шиитском квартале Багдада, ополченцы из "Армии Махди" явно не торопились с передачей своего арсенала иракским полицейским. Но Сабах Кязым, официальный представитель МВД Ирака, сияет улыбкой: "Это неплохое начало, и у нас остается еще четыре дня, чтобы ускорить процесс".
Пока что представителя переходного правительства радует хотя бы то, что в квартале наконец настало спокойствие. За весь день не прозвучало ни единого выстрела, ни одного взрыва - и это после нескольких недель стычек и налетов американской авиации. Хотя боевики не хотят сдавать оружие, их, по крайней мере, уже не видно на больших перекрестках, где еще в минувшие выходные они вели себя как хозяева.
Люди дают произошедшей перемене единственное объяснение. Лидер повстанцев, радикальный имам Муктада ас-Садр решил сделать в отношении премьер-министра Айяда Алауи "жест примирения". А у иракских шиитов не принято нарушать приказы религиозных руководителей. "Поэтому мы взяли обязательство прекратить все атаки против американских войск в обмен на освобождение заключенных и прекращение преследования представителей нашего движения", - говорит шейх Абд аз-Захра Суайди, имам мечети Аль-Хикма.
В качестве жеста доброй воли ополченцы из "Армии Махди" должны будут за пять дней "передать свое тяжелое и легкое оружие иракской полиции за деньги". Однако, по мнению участников переговоров о прекращении огня, "подписанное в конце недели соглашение - это нечто гораздо большее, чем обычное перемирие. Для нас это постоянное обязательство, первый шаг на пути к превращению "Армии Махди" в движение, способное принять участие в выборах", - поясняет шейх Расул аль-Гарауи, входящий в окружение Муктады ас-Садра. "Мы пока не определились с выдвижением кандидатов, но мы будем участвовать в выборах. Мы долго дискутировали с правительством и считаем, что нужно дать ему шанс доказать свою добрую волю".
Хотя столь резкий поворот в поведении Муктады ас-Садра, несомненно, во многом является результатом американского военного давления, решающую роль здесь сыграли призывы великого аятоллы Али ас-Систани, обращенные к молодому лидеру повстанцев. Этот выдающийся религиозный деятель, пользующийся огромным уважением всей шиитской общины, всегда выступал за политическое решение проблемы, поднятой восстанием наиболее обездоленной части шиитов - именно они составляют костяк "Армии Махди". После падения режима Саддама Хусейна ас-Систани твердо выступал за проведение в стране прямых выборов. И эта его позиция, верность которой он сохранял во все кризисные периоды, послужила основой для решения ООН организовать всеобщие выборы в Ираке в январе будущего года.
Конечно, препятствий еще много. Перепись населения еще не началась, а ситуация с обеспечением безопасности далека от идеала. Но шиитское религиозное руководство отвергает всякую возможность переноса выборов на более поздний срок. "Огромное большинство иракцев хочет выборов, - говорит Мухаммед аль-Мансур, близкий к аятолле ас-Систани. - Мы должны постараться создать благоприятные условия для их проведения, мы не можем отдать эти выборы на откуп кучке террористов и экстремистов".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях