The Guardian | 12 октября 2006 г.
Аура страха и смерти царит в Ираке
Питер Бомонт
По всему Ираку звучат истории о смерти. Не какие-то далекие сухие отчеты в новостях, а ужасающие рассказы о том, что люди наблюдают крупным планом. Шесть обезглавленных трупов с головами между колен нашли выброшенными на улице, где живет Мухаммед, в суннитском пригороде Багдада Газалии. Американские солдаты попросили его поискать на телах удостоверения личности, опасаясь, что трупы могут быть заминированы. Он сумел отыскать два удостоверения, после чего это занятие стало слишком страшным.
Этим летом Мухаммед был свидетелем массового нападения шиитских боевиков из соседнего района на его местность. Баталии разворачивались прямо у его дома, а оборону координировали с помощью громкоговорителей, установленных на мечетях.
Через несколько дней после появления обезглавленных трупов переводчик моего британского коллеги сообщил, что пропал его родственник. Он в отчаянии, семья ходит по моргам в поисках тела. В это время объявились похитители, которые сообщили: "Ваш родственник все еще жив и ест свой ужин, но через три дня можете начинать поиски тела".
Через какое-то время цифрам уже перестаешь придавать значение - важно только влияние неуклонно растущего вала убийств на общество. Давящая аура страха, жестокости и смерти охватила собой все вокруг.
Никакой отчет об уровне смертности, какие споры он ни вызывал, не может даже примерно передать разлагающего действия от огромного множества убийств, которые превратились в рутину.
Закона и порядка попросту не существует, потому что сами полицейские вовлечены в убийства. Трупов так много, что их захоронение превратилось в проблему. Большинство городов мира испытывают проблему мусора, выброшенного в неположенном месте. В Багдаде это проблема трупов в неположенных местах.
В некоторых районах Багдада, таких как Садр, американские солдаты запаяли крышки люков, чтобы трупы не сбрасывали в канализацию.
Но это было еще в те времена, когда бригады смерти брали на себя труд прятать трупы. Теперь у них нет времени на такие церемонии. Трупы выбрасывают на мусорные кучи, в реки, в чистом поле.
Часто людей убивают посреди улицы на виду у водителей, остановившихся на светофоре, - как будто для напоминания, если кто-то еще нуждается в таком напоминании, что следующая пуля может достаться ему.
У большинства жертв связаны руки и ноги и на теле много следов истязаний. Два года назад журналисты не могли поверить, что жертвы подвергаются пыткам с помощью дрели, гвоздей и едких жидкостей Сегодня в этом никто не сомневается.
Некоторые суннитские семьи перестали ходить в морги, которые находятся в контролируемой шиитами части Багдада. Семьи двух недавно убитых суннитских солдат стали мишенью сами, когда отправились в морг - за ними следовали по пути туда, а потом напали. Смерть следует за смертью. Больницы используют для того, чтобы держать там похищенных и пытать их.
Звук убийства стал привычным. Никто не придает значения утренним взрывам, пока не придут рапорты - сколько человек убито и где.
Жители Багдада скоро начали различать на слух такие атаки. Они могут отличить звук сработавшего взрывного устройства, спрятанного на дороге, и звук миномета или взорванного изнутри автомобиля.
Все это происходит то и дело. Способы создать паузу в беседе оригинальны и бьют наповал: вторичные и третичные взрывные устройства, оставленные для уничтожения спасателей; похищения среди бела дня людьми в полицейской форме.
Недавно джихадисты взяли в аренду помещение в здании и открыли там розничный магазин, где продают взрывчатку, чтобы снести это здание с лица земли. Но больше всего пугают импровизированные контрольные пункты. Они могут быть установлены полицией, боевиками или джихадистами, но результат один: стоит только неправильно назвать имя, показать неправильную бирку с номером или не то удостоверение, и вас быстро уведут, чтобы казнить без суда и следствия.
И конца этому не видно.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях