El Mundo | 12 октября 2010 г.
Реклама под ногами
Даниэль Утрилья
После краха коммунизма в Москве на смену одноцветным лозунгам марксизма-ленинизма пришли яркие рекламные плакаты, карабкающиеся на фасады и крыши домов, пишет Даниэль Утрилья в испанской El Mundo. Теперь horror vacui - принцип "природа не терпит пустоты" - заставляет рекламу спускаться вниз, захватывая последнее оставшееся незаполненным пространство: тротуары.
Тысячи объявлений на столичной мостовой рекламируют сауны, салоны татуировок, выставки цветов, уроки английского, массаж, уроки танцев, караоке, библиотеки и даже "йогу без гламура": эти "пресмыкающиеся" объявления, обманывающие пешеходов и предлагающие сомнительные услуги, размножаются, "как разноцветные грибы в асфальтовых джунглях".
Распространение этих наземных объявлений не в последнюю очередь объясняется их низкой стоимостью. Однако авторы изобретения совершили ту же ошибку, что Наполеон в России: они забыли о снеге. Первые же снегопады побелят московские тротуары и спрячут рекламу, правда, под слоем льда объявления будут видны, полагает корреспондент.
Причина, по которой рекламу на асфальте невозможно взять под контроль, в том, что федеральный закон о рекламе не упоминает тротуары в качестве рекламного пространства. Определить, кто владелец асфальта, в некоторых случаях невозможно, что осложняет регулирование этой моды.
Но следует помнить, что постсоветская реклама всегда исходила из того, что свет клином не сошелся на чем-то одном. В 2002 году находившийся с визитом в Москве испанский принц Филипп, отвечая на вопрос, что его больше всего поразило в российской столице, сказал журналистам: "Количество рекламы повсюду".
"Следуя византийской традиции страха перед пустотой, заставлявшего заполнять фресками, иконами, позолотой и орнаментами восточные церкви, рекламная революция российского посткоммунизма покрыла архитектурный горизонт Москвы яркими объявлениями, гигантскими плакатами и неэстетичными полосками ткани, растянутыми между зданиями на крупных магистралях, - пишет автор статьи. - Благодаря посткоммунистической рекламной революции рассматривание столичных видов превратилось в бег с препятствиями для глаз с множеством рекламных барьеров".
Завоевание тротуаров - еще один этап наступления рекламы, отмечает Утрилья, задаваясь вопросом, какое потенциально рекламное пространство станет причиной следующего сражения в битве за Москву.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях