The Telegraph | 12 сентября 2001 г.
Уничтожение икры
Маркус Уоррен
Любители икры переживают тяжелые времена. Если вы неравнодушны к соленой икре, но вам все реже удается насладиться этим деликатесом, вспомните этот маленький городок на берегах реки Волга.
Эта рыба умирала долго и мучительно. Вместо того, чтобы пополнять мировые запасы черного золота, Россия медленно истребляет первоклассные породы осетра.
Волгореченская рыбоводческая ферма поставила перед собой задачу воспрепятствовать катастрофическому вымиранию дикого осетра и потратила несколько лет на то, чтобы вывести новую породу. Хватило суток, чтобы превратить пруд в уху.
Причиной снижения численности рыбных стай в Каспийском море и кризиса, возникшего на мировых рынках икры, является неумеренная рыбная ловля. В данном конкретном случае, причиной менее масштабной, но не менее драматичной катастрофы, стала расположенная неподалеку от хозяйства огромная электростанция.
Летом этого года, в течение нескольких часов была уничтожена уникальная коллекция осетровых пород рыб. Погибли как крохотная стерлядь, так и бестер, и гигантская шестидесятикилограммовая белуга, специально выведенная для размножения в искусственных условиях.
Местные власти возбудили уголовное дело. Но все признают, что главной причиной трагедии стал сброс горячей воды в канал, обеспечивавший ферму водой.
Работники фермы сказали, что в течении четырех часов температура в пруду нагрелась с 22 до 37 градусов. В результате имел место массовый тепловой удар.
Рыба начала выпрыгивать из воды, высовывать головы, чтобы набрать кислорода в жабры. Потом, чтобы не перегреться, она опустилась на дно.
?При таком повышении температуры осетр испытывает примерно такой же шок, какой испытывает человек, брошенный в кипяток?, - сказала директор Ольга Соловьева.
Работники фермы отчаянно пытались дозвониться на электростанцию, одну из самых крупных на территории бывшего Советского Союза. В ходе одного из разговоров Соловьевой, как она утверждает, ей сказали: ?Хватит канючить?.
Руководство электростанции утверждает, что причиной несчастного случая стало сочетание июльской жары и непрофессионализма работников фермы.
?Я не чувствую себя виноватым, - сказал директор электростанции Николай Балдин. - Мы не нарушили никаких правил. В тот день не случилось ничего неожиданного. Ферма должна была переселить рыбу в другие водоемы после того, как повысилась температура воды в Волге?.
Кто бы ни был виноват, работники фермы попытались вытащить рыбу из воды и сделать ей ?искусственное дыхание?: они трясли осетров за хвосты, чтобы наполнить их легкие кислородом.
?Мы не спали две ночи, - вспоминает Лариса Селина, одна из тех, кто пытался спасти рыбу. ? Мы видели, как они умирают. Часть всплыла брюхом кверху?.
Только небольшое количество погибшей рыбы можно было использовать в пищу. Большую часть сдали на удобрения или сожгли. Мертвая белуга была такой тяжелой, что рабочим приходилось по одной вытаскивать ее из водоемов.
В августе, когда я посетил ферму, рыба продолжала умирать. На тот момент погибло уже 1200 осетров общим весом в шесть с половиной тонн. Выжившая стерлядь продолжала умирать от последствий теплового удара.
Это происшествие стало личной трагедией для сотрудников фермы. К некоторым белугам работники так привыкли, что называли их по именам, Вася или Маша.
Это ферма расположена в 170 км от Москвы. Икра добывается из рыбы два раза в год при помощи кесарева сечения. В результате остаются шрамы, по которым можно легко отличать осетров друг от друга.
В этом году, незадолго до несчастного случая, в Волгу было выпущено свыше миллиона трехмесячных осетров. А теперь ферме придется начинать всю рыборазводную программу сначала.
?Нас вернули на шесть лет назад, - сказала Соловьева. - Эта порода осетров была будущим Волги?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях