The Washington Post | 12 сентября 2001 г.
Террористы воспользовались недостатками американской системы обороны
Майкл Доббс
В последние несколько лет, по мере роста обеспокоенности по поводу реальности совершения крупных терактов против США, высокопоставленные американские официальные лица и эксперты по борьбе с терроризмом неоднократно предупреждали об опасности "компьютерного, ядерного и даже биологического Перл-Харбора".
Однако никто не мог предсказать нынешней катастрофы: захваченные террористами самолеты протаранили башни Всемирного торгового центра и здание Пентагона.
Президент Буш, так же как и, в свое время, президент Клинтон, сосредоточил чрезвычайно большое внимание и направил основные национальные ресурсы на предотвращение новых "асимметричных угроз" национальной безопасности Америки, возникших в период после окончания холодной войны. Поколению американцев, выросшему в период после завершения ядерного противостояния с СССР, рассказывали о новых многочисленных угрозах национальной безопасности, возникших в последнее время: от применения биологических веществ в переполненной подземке до ядерного нападения со стороны "государств-изгоев".
Ассигнования на борьбу с терроризмом возросли с 6 млрд. долларов в конце 1995 года до 12 млрд. долларов в этом году, а на 2002 год предполагается выделить уже более 13 млрд. долларов. Кроме того, в следующем году, администрация Буша намерена направить 8,3 млрд. долларов на проведение предварительных работ по созданию НПРО. После взрывов во Всемирном торговом центре в 1993 году и в Оклахома Сити в 1995 году на защиту ключевых объектов от терактов были израсходованы миллиарды долларов.
Несмотря на все действующие меры предосторожности, организаторы вчерашних терактов обнаружили и умело использовали огромные "дыры" в национальной системе обороны, предприняв действия, которые не могли предвидеть ни Клинтон, ни Буш.
" По изощренности и по масштабам это выходит за рамки всего того, с чем мы сталкивались прежде, - подчеркнул советник Клинтона по национальной безопасности Самюэль Бергер. - Это явно свидетельствует о том, что особое внимание должно быть сосредоточено на угрозах подобного рода ".
"Как простые американцы, так и сотрудники администрации, должно быть, думали, что все происходящее больше походит на романы Тома Клэнси, чем на реальность", - отметил Джеймс Линсдей, работавший в администрации Клинтона и еще в начале 90-х годов предупреждавший о возможности крупных терактов на территории США.
Некоторые политики и эксперты по борьбе с терроризмом высказали вчера предположение, что правительство готовилось не к тому виду нападения. Внимание политиков и СМИ было обращено на приобретение террористами оружия массового поражения. Эта идея отвлекла внимание от возможности соврешения обычных терактах, таких как подрывы начиненных взрывчаткой автомобилей и угоны самолетов.
"Мы сосредоточили внимание на самых простых видах терактов (закладка бомб в автомобили или под товарные платформы) - а также на сложных (более экзотических угрозах, таких как, например, использование биологического оружия), но забыли о том, что находится посредине", - заявил эксперт по вопросам терроризма Rand Corp. Брюс Хоффман. По его словам, эффективные меры властей по защите общественных зданий от взрывов бомб, заложенных в автомобили, возможно, подтолкнули террористов к поиску новых, более изощренных терактов.
Спустя несколько часов после нападений на Пентагон и Всемирный торговый центр, политики и эксперты в ракетной области начали задаваться вопросом: достаточно ли средств выделяли администрации США на борьбу с терроризмом, и правильно ли эти средства расходовались. Некоторые демократы подвергли критике администрацию Буша за чрезмерное увлечение проблемой ПРО в то время, как страна сталкивается с более реальной угрозой в виде обычного терроризма.
"Мы должны уделять намного больше внимания обычным угрозам, - подчеркнул член палаты представителей Эрл Блюменауэр, выступающий за принятие закона, направленного на усиление мер по обеспечению безопасности транспортной сети страны, включая и аэропорты. - Наши ресурсы ограничены. У нас есть задачи, требующие более срочного решения, чем создание ПРО".
Член палаты представителей Курт Велдон, главный сторонник ПРО и увеличения бюджета Пентагона, отверг эту точку зрения. "Речь идет не о том, что выбрать, - отметил он. - Нам нужно и то, и другое... Согласно Конституции, основной нашей задачей является обеспечение защиты американского народа".
Несмотря на особое внимание к проблеме ПРО, администрация Буша приветствовала многие программы по борьбе с терроризмом, инициированные администрацией Клинтона, и пока не внесла в них существенных изменений. Ричард Кларк, в течение последних 8 лет координировавший американские усилия по борьбе с терроризмом в Совете национальной безопасности, стал одним из немногих высокопоставленных сотрудников Белого дома, которые остались там после смены администраций.
В мае Буш поручил вице-президенту Чейни изучить программы по защите США от угрозы применения оружия массового поражения и объявил о создании Бюро национальной готовности к борьбе с терактами. Однако, по мнению официальных лиц, группа, возглавляемая Чейни, добилась незначительных успехов, а создание упомянутого бюро было сорвано из-за соперничества между Федеральным агентством по чрезвычайным ситуациям и министерством юстиции.
Некоторые эксперты по вопросам терроризма назвали вчерашние теракты оглушительным провалом разведки, несмотря на серьезные усилия, предпринимаемые ЦРУ и другими правительственными агентствами, осуществляющими наблюдение за передвижениями таких лидеров террористов, как бен Ладен, и занимающимися прослушиванием их разговоров. "То, что не было получено никакой информации, просто выше моего понимания", - заявил эксперт по проблеме терроризма в Research Service конгресса США Кеннет Кацман.
Другие политики выступили в защиту усилий, направленных на борьбу с терроризмом, прежней и нынешней администраций США. Согласно их утверждениям, американская разведка сорвала большое число заговоров, включая подготовленный сторонниками бен Ладена план по бомбардировке объектов на территории США и на Ближнем Востоке в период празднования прошлого Новый год. "Во многих странах тайно формировались террористические группы, - подчеркнул Даниэль Бенджамин, работавший с Кларком в Белом доме в администрации Клинтона. - К сожалению, если террористам удается осуществить хотя бы одну акцию, это воспринимается как крупная неудача Соединенных Штатов?.
Подробное изучение ассигнований на борьбу с терроризмом указывает на то, что значительная часть выделяемых средств направлялась на усиление охраны правительственных учреждений, а также на защиту компьютерных сетей и других важных инфраструктур. Из 13 млрд. долларов, запрошенных на борьбу с терроризмом на будущий год, 1,7 млрд. долларов выделяются на мероприятия по защите от оружия массового поражения и около 2,6 млрд. долларов - на охрану важных инфраструктур.
"В определенной степени, можно говорить о том, что все делается правильно, и мы видим результаты этой работы, - подчеркнул руководитель вашингтонского представительства Center for Nonproliferation Studies в Институте международных исследований в Монтеррее Джон Парачини. - Однако вопрос в том, не тратим ли мы слишком много денег на предотвращение серьезных, но маловероятных инцидентов, и выделяем недостаточно средств на предотвращение легко выполнимых терактов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях