Financial Times | 12 сентября 2006 г.
Интервью Владимира Путина. Полный текст
Редакция
Отредактированная стенограмма встречи Владимира Путина с иностранными учеными и журналистами, среди которых был Стивен Уэгстил, редактор отдела Восточной Европы FT. Встреча состоялась за обедом в загородной резиденции президента Ново-Огарево 9 сентября.
Меню состояло из карпаччо из осьминогов, лазаньи с лангустинами и печеного сибаса или телятины с белыми грибами и черными трюфелями, за которыми последовали печеный инжир с йогуртовым шербетом и десертное ассорти.
Путин начал вступительными словами об энергетике
"Нефтяная и газовая энергетика всегда были деликатными моментами в международной политике, и сейчас это как никогда соответствует истине. Есть проблемы на Ближнем Востоке и в Иране, и это отягощает энергетические проблемы во всем мире.
Мир заинтересован в стабильности российских поставок и в том, чтобы Россия оставалась надежным партнером.
При этом у нас много общего, много общих интересов, и я считаю, что то, что должно нас связывать, должно быть работой ради сплоченности и ради более надежного и предсказуемого мира".
FT: Нефтяная эпоха может закончиться гораздо раньше, чем закончится нефть из-за технологических перемен. Как Россия будет приспосабливаться и развивать другие сектора?
Владимир Путин: "Мы занимаемся этой областью. Академия наук и представители бизнеса совместно работают над источниками возобновляемой энергии и гидроэлектрической энергии. Мы работаем, исходя из того, что Россия не только сегодня, но и в обозримом будущем будет играть значительную роль в мировой энергетике.
Франция получает 80% своей энергии из ядерных источников. У нас это 16%. Мы начали работать над программой по наращиванию ядерной энергетики и попытаемся довести объем ядерной энергетики в общем количестве энергетических поставок в нашей экономике до 20-25%.
Солнечная энергия эффективна скорее в других (теплых) странах. Гидроэнергетика будет развиваться. У нас действительно огромный гидроэнергетический потенциал.
Мы оцениваем этот потенциал как немного уступающий китайскому, но мы будем на втором месте, и мы намерены развивать гидроэнергетический сектор.
Однако мы будем использовать и сложившуюся ситуацию на рынке нефти и газа, она благоприятна для развития наших возобновляемых источников энергетики".
Является ли Россия сверхдержавой?
"Я предпочел бы отказаться от терминологии прошлого. Сверхдержава - это слово, которое мы употребляли во времена холодной войны. Зачем употреблять его сейчас?
У нас имеется огромный потенциал в энергетическом секторе, и не все ценят потенциал этой энергии. Вопрос сейчас в том, как использовать этот огромный потенциал.
Для России было бы весьма желательно не только производить и продавать, но и использовать этот благоприятный фактор в своей экономике - не только для решения некоторых проблем, но и для разработки высоких технологий. Мы должны не просто потреблять углеводородное топливо, но использовать его для развития ядерной энергии, гидроэлектроэнергии и возобновляемых источников. Этим мы собираемся заниматься.
Я никогда не называл Россию энергетической сверхдержавой, но мы обладаем более значительными запасами, чем кто-либо еще. Мы всегда вели себя и всегда будем продолжать вести себя ответственно. Мы планировали принять участие в разработке общих правил в энергетическом секторе и собираемся подчиняться этим совместно разработанным правилам. Однако это должны быть справедливые правила, охватывающие производство энергии, ее транспортировку и потребление.
Участники "большой восьмерки" согласились, что энергетическая безопасность должна быть обеспечена не только потребителям, но и поставщикам".
Затем Путин пожаловался на долгосрочный контракт на поставку газа, обязывающий покупателя принять товар или выплатить неустойку, по его словам, потребители нарушили соглашение. "Нашей безопасности это нанесло урон".
(Путин говорил о Европейской энергетической хартии, которую Россию под давлением обязывают выполнить, допустив на свои газопроводы частные компании. Он сказал, что Россия проанализировала это предложение и обнаружила, что "огромные прибыли пойдут посредникам между производителем и потребителем". "Это не снизит цены. Цены останутся на нынешнем уровне или будут расти. Это (т.е. сотрудничество в энергетике) должно быть равноправное сотрудничество. Если они хотят чего-то от нас, если мы пустим их, какова будет выгода для нас? Они говорят, что снимут часть барьеров, но в Европе нет добычи газа и нет газопроводов. Поэтому давайте найдем какой-то эквивалент в Западной Европе и обсудим, как нас туда пустить". Путин высказал недовольство тем, что и после отмены списка COCOM Госдепартамент США все еще ведет контроль над экспортом высоких технологий.)
Путин также высказал неодобрение в связи с тем, что Европейская энергетическая хартия не создает открытого рынка ядерного топлива. "На рынке ядерного топлива мы должны быть поставлены в равные условия". Франция была свободна поставлять ядерное топливо, сказал он. "Мы не слышали по этому поводу никакого крика и шума, но это (позиция России по хартии) представляется как отказ России от ратификации. Сначала сделайте то, что вы согласились сделать".
"Мы хотим достичь равных отношений. Нам не нужен статус сверхдержавы. Мы считаем, что этот статус преднамеренно проталкивается в ЕС, чтобы напомнить людям, что Россия была Советским Союзом".]
Как вы видите развитие отношений с Азией в ближайшие 10 лет?
"Экономическая активность перемещается из Атлантики в Тихий океан. Россия обладает определенным естественным преимуществом, потому что она тоже имеет тихоокеанские границы, мы общаемся с нашими соседями и партнерами.
Мы хотели бы уладить наши длительные разногласия с Японией, включая территориальные споры, на приемлемых для Японии и России условиях. Поиск решения не будет простым или быстрым, но это будет возможно.
Что касается Китая, мы достигли такого уровня отношений, которого никогда не имели в прошлом. Я полагаю, что сейчас у нас наилучшие отношения за всю историю. Созданы условия для установки наилучших отношений за долгое время".
Путин говорил об общих экономических и политических интересах, включая промышленность, вооружение, технологии и энергетику.
"Что касается энергетики, сейчас всего 3% нашего экспорта приходится на азиатские страны. Однако через 10-15 лет на этот регион будет приходиться 30% нашего экспорта в нефтегазовом портфеле. У нас имеются планы строительства двух трубопроводов - из Восточной и Западной Сибири, и мы намерены работать над этими проектами. Эксперты разрабатывают возможные маршруты восточносибирского и западносибирского трубопроводов. Я считаю, что у нас прекрасные перспективы, и это вполне осуществимо.
По поводу нефти, мы начали строительство трубопровода с годовой мощностью 50-80 млн тонн. В течение года уже построено около 250 км. И безусловно, мы обойдем озеро Байкал".
Путин сказал, что трубопровод будет построен до Сковородино, что находится в 100-150 км от китайской границы. Россия обсудит с Японией транспортировку нефти от Сковородино до тихоокеанского побережья - сначала по железной дороге, а на втором этапе проекта - по трубопроводу.
"Мы работаем над тем, как это сделать, потому что хотим, чтобы второй этап был столь же экономически жизнеспособен, как и первый. Нам необходимо провести дополнительные нефтепоисковые работы в Восточной Сибири.
Как вы намерены управлять огромным бюджетным профицитом и использовать средства, которые вы аккумулируете?
"Настоящее и будущее нашей экономической политики и наши личные приоритеты сводятся к тому факту, что рост уровня расходов не должен превышать процентный рост в экономике и должен быть прочно связан с эффективностью. Мы очень хорошо осознаем, что в нашей стране должна быть здоровая развивающаяся экономика".
Путин сказал, что "дополнительные фонды", взятые из резервов, накопленных в стабилизационном фонде и в правительственном бюджете, доступны, но выразил беспокойство в отношении их возможного влияния на инфляцию, которая должна быть снижена до "приемлемого уровня". По его прогнозу, инфляция в этом году составит 9%. Он выразил надежду, что в следующем году она снизится до 4-5-6%. Затраты на здравоохранение, социальное обеспечение и образование будут увеличиваться - не в стиле нефтедолларовой экономики, но в соответствии с ростом национальной экономики. Путин сказал, что правительство группирует расходы по специальным проектам, включая здравоохранение, образование, социальное обеспечение и инфраструктуру. Сельское хозяйство также включено в этот список, так как сельское хозяйство означает не только производство продовольствия, но дает средства к существованию примерно 40 млн человек.
Как бы то ни было, Россия, в противоположность некоторым европейским государствам, не будет субсидировать экспорт или закрывать свой рынок для сельскохозяйственной продукции. "Мы будем делать то, что отвечает интересам наших потребителей. Мы будем использовать таможенные ограничения, но мы не собираемся закрывать наши рынки и перекрывать свою экономику, потому что это было бы аморально и пагубно для наших потребителей".
Путин сказал, что он также стремится к диверсификации российской экономики за счет продвижения высоких технологий и развития других секторов с помощью зон высоких технологий и налоговой политики. "Мы постепенно уменьшали налоговое бремя на энергетический сектор, поэтому мы можем освободить высокие технологии от чрезмерного налогообложения".
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
Путин сказал, что удивлен масштабами развития ШОС. Россия не предполагала, что она будет играть большую роль, считая, что она ограничится менее значительными вопросами, такими как пограничный контроль между Китаем и государствами бывшего СССР. "Историческим событием" было подписание договора о границах с Китаем два года назад - после 40 лет переговоров. ШОС взяла на себя центральную роль в улаживании вопроса о границах.
"Тогда организация начала развиваться и разрастаться. Я уверен, что где-то в недрах спецслужб убеждены, что у России и Китая есть какие-то скрытые мотивы. Что это они там задумали?" Однако Путин отвергает подозрения, уверяя, что эти страны создали организацию, чтобы сотрудничать друг с другом. "Когда биполярный мир распался, возникла потребность в новом центре власти. Мы понимаем, что это непреложный закон, но мы не планируем ничего подобного. У ШОС хорошее будущее. Мы не собираемся превращать эту организацию в военно-политический блок".
Какова позиция России по иранскому кризису?
"Россия возражает против распространения оружия массового уничтожения, в том числе ядерного оружия, и в этом контексте мы призываем наших иранских друзей отказаться от программы по обогащению урана. Проблема Ирана - это только часть проблемы "пороговых стран" - стран, которые хотят разрабатывать ядерную энергетику в мирных целях.
У России в связи с этим имеется ряд поводов для беспокойства.
Во-первых, обогащение урана до уровня, необходимого для энергетического ядерного сектора, очень трудно поддается контролю. Если страна ведет работы по обогащению урана, очень трудно определить, не был ли пересечен порог, отделяющий топливо от оружия, и отработанное топливо представляет собой проблему, так как оно может использоваться для производства оружейного урана. Поэтому мы предлагаем создать международные центры для отработанного топлива, чтобы страны могли развивать ядерную энергетику, не имея собственных топливных циклов.
Что касается Ирана, да, действительно, он имеет право на развитие технологий. Почему не в области ядерной энергетики?" Путин настаивает, что Иран представляет собой особый случай, отличный от других стран, имеющих ядерную энергетику, таких как Бразилия и ЮАР. "Мы должны понимать, что ни Бразилия, ни ЮАР не утверждают в своих конституциях, что некое государство должно быть уничтожено. Это не идет на пользу международной безопасности. Иран находится в очень опасной зоне - на Ближнем Востоке. Поэтому мы просим Иран рассмотреть некоторые альтернативы".
"Что касается санкций ООН, я считаю, что мы должны совместно с нашими партнерами по "шестерке" подумать и провести дополнительные дискуссии с руководством Ирана и только потом обдумывать переход к режиму санкций".
Как будет Россия реагировать на сокращение населения и проблемы, связанные с иммиграцией?
Путин сказал, во-первых, что Россия предпринимает шаги к тому, чтобы повысить уровень рождаемости за счет улучшения медицинских центров для женщин, повышения социальных льгот для матерей и детей, а также для усыновителей. Россия должна создать условия для того, чтобы женщины могли легче возвращаться на работу после рождения ребенка и инвестировать в жилье. Затем правительство намерено снизить уровень смертности за счет предотвращения смерти людей, в основном мужчин, преждевременно умирающих от алкоголизма или несчастных случаев на рабочем месте.
В-третьих, в иммиграции для России нет ничего нового. Проблемы, вызываемые ей, не так остры, как на Западе, потому что Россия является мультиэтнической и мультирелигиозной страной. Иммигранты из стран бывшего Советского Союза (которые преобладают среди российских иммигрантов) не являются иностранцами для России и говорят по-русски, сказал Путин.
"Много иммигрантов приезжает в западные страны, и начинаются конфликты. В нашем же случае - люди еще не прибыли, как уже ассимилировались. Конечно, мы будем защищать интересы коренного населения, и мы так и делаем".
Что предпочтительнее для России, сильный или слабый Евросоюз? Какова ее позиция по Косово и регионам с замороженными конфликтами?
"Мы заинтересованы в том, чтобы Европа была сильной. Нам трудно вести диалог с ЕС, если там нет четкой структуры или если Европа находится в переходной стадии, когда каждые несколько месяцев меняется президент или председатель совета. Мы не собираемся заниматься манипулированием или плести какие-то интриги внутри ЕС. Более того, если европейские государств будут выступать единым голосом, с моей точки зрения, это создаст благоприятные условия для развития международных отношений".
(В отношении замороженных конфликтов), мы готовы работать со всеми нашими иностранными партнерами и с ЕС в целом над проблемами, где бы и когда бы они ни возникали. Сюда входят Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах и Приднестровье.
Что касается Косово, существует резолюция 1244 СБ ООН, и мы не можем игнорировать решения Совета Безопасности или манипулировать ими. Кроме того, наши действия в этом отношении должны, разумеется, координироваться, и в ходе этого следует считаться с интересами всех сторон. Нельзя применять одно правило к Косово, а другие правила в других ситуациях. Чем отличается ситуация в Косово от ситуации в Абхазии или Южной Осетии? Ничем. Они ничем не отличаются. Если мы начнем манипулировать ситуацией, мы столкнемся с проблемами. Люди почувствуют разочарование.
В Косово мы должны думать о том, что произойдет в будущем, если независимость Косово будет признана. Нам говорили, что в Ираке все будет в порядке, но в иракском Курдистане поднят только курдский флаг".
Правильно ли то, что высокопоставленные кремлевские чиновники получают посты во главе крупных государственных корпораций, как, например, Игорь Сечин в "Роснефти?"
"Мы говорим об общей практике, а не о президентской администрации. Это также касается и правительства. Дело не в том, что люди работают в Кремле и в частных компаниях. Они не работают в этих компаниях, они лишь представляют интересы государства в компании, долей в которой владеет государство". Путин сказал, что не оказывает влияния на то, как эти чиновники взаимодействуют с другими компаниями. В будущем интересы государства, возможно, будут представлять независимые юристы. "Однако на данном этапе это нереалистично, потому что эти юристы сразу же начнут печься о собственных интересах".
Что вы можете сказать о российско-немецких отношениях и вопросах, поднимаемых другими государствами ЕС в связи с проектом строительства балтийского газопровода?
Путин ответил, что между государствами ЕС существует политическая и экономическая конкуренция. "Некоторые из наших партнеров думают, что развитие двусторонних отношений, в том числе энергетических, не в их интересах, и они пытаются вмешаться в этот процесс, как они вмешались в проект трубопровода между Россией и Германией. Ничего не изменилось в этом поведении. Вот единственное объяснение запутанной проблемы Северного газопровода. Он не наносит ущерба ничьим интересам. Он никому не вредит. Он никого ничего не лишает. Полагающиеся по контракту поставки газа на 60 млрд долларов будут доставляться по новому маршруту. Мы не отключим давление в трубопроводах, проходящих через Польщу и Украину. Они никуда не денутся. Их эксперты это отлично понимают. Они только притворяются, что не понимают.
Что меня больше всего удивляет, так это некоторые политические страхи в Германии. Они не понимают проблемы. Это очень практичная связь между российской и европейской газовыми системами, которая устанавливается без вреда чьим-либо интересам. Противостояние этому проекту может иметь только политические причины.
"Судя по всему, серьезные люди это понимают, и немецкое правительство заняло прагматическую позицию, исходя из интересов своей страны".
Путин выразил удовлетворение планом инвестиций в российский трубопровод в Венгрии, Болгарии и Греции и сказал, что его не тревожат планы Запада по строительству трубопровода Набукко, который может связать Центральную Европу, Турцию и Каспийский регион.
"Я сказал, что мы намерены увеличивать экспорт нефти и газа в страны Азии (до 30% от общего объема). Мы, безусловно, сделаем это, но здесь сильно замешана политика".
Путин, говоря об Украине, сказал, что России пришлось оценить ежегодные потери в 5 млрд долларов, которые она терпела, 15 лет поставляя Киеву дешевый газ. Однако - "слава Богу" - в этом году наконец-то было достигнуто соглашение о повышении цен.
"Наши европейские и американские партнеры решили поддержать "оранжевую революцию". Это несколько проблематично и шокирует. Если вы об этом заявили, делайте следующий шаг и заплатите (Киеву субсидии). Вы хотите долгосрочные политические преимущества, но вы хотите, чтобы платили мы. Если вы не хотите платить, взгляните на ситуацию реалистично".
Путин утверждал, что экономика Европы пострадала бы, если бы ее металлургическая промышленность платила 250 долларов за тысячу кубометров газа, тогда как их украинские конкуренты - 50 долларов. "Со стороны наших европейских и американских партнеров это было политическое решение. Это ошибочный и неверный подход".
"Однако, несмотря на все проблемы, мы добились благоприятной ситуации для всех европейских партнеров". Путин сказал, что переговоры о контракте на поставку газа с Украиной были нелегкими, но Россия успешно добилась заключения сепаратных соглашений на транзит газа в Европу и поставки на Украину.
"Пятилетний контракт на транзит, который определяет энергетические поставки в Европу, - это большой шаг на пути к энергетической безопасности Европы. Надо отдать должное президенту Ющенко. Он серьезный и ответственный политик, который смотрит в будущее и который является серьезным игроком на этом рынке и делает Украину респектабельным государством".
Назовите три самых крупных своих достижений, и какие советы вы бы дали своему преемнику?
Путин сказал, что достижениями для него являются укрепление позиции российского государства, подъем экономики и возвращение иностранных долгов, а также восстановление международного статуса России.
В будущем больше должно быть сделано для улучшения жизни бедных, борьбы с коррупцией, решения проблемы сокращения населения, поощрения самоуправления и диверсификации экономики.
Путин вернулся к вопросу о проблеме Косово. "Я не знаю, когда будет принята резолюция (которую США призывают принять в этом году), и какой она будет. Однако мы намерены применять правила международных отношений с тем, чтобы они охватывали все части мира. Мы будем руководствоваться интересами участников международных отношений в Европе, в том числе Сербии. И если решения будут для нас неприемлемыми, мы не станем воздерживаться от использования своего права вето".
Что вы понимаете под выражением "суверенная демократия", и что вы думаете о дискуссии относительно этого понятия в России?
Путин сказал, что суверенитет связан со способностью страны вести свои дела без вмешательства извне, в то время как демократия связана с внутриполитическим контекстом страны.
Следовательно, это разные вещи. Однако в то же время мир становится более глобализированным. Страны, добившиеся экономического прогресса, которые могут манипулировать мировой прессой, могут продвигать свое влияние за пределы национальных границ. "Разумеется, существуют разные страны, но глобальный мир, в котором мы живем, создает платформу для таких дискуссий. Я не думаю, что в том, что люди об этом спорят, есть какой-то вред".
Важна ли религия для стабилизации России?
"Россия всегда была очень религиозной страной". Путин вспоминает о том, что его семья родом из деревни в 130 км от Москвы, где благодаря церковным записям они смогли восстановить историю семьи до XVII века.
"Я никогда не думал, что общество было настолько стабильно. 300 лет семья жила в одной деревне и ходила в одну церковь".
Коммунистическая революция изменила все и создала духовный вакуум. "Государство причинило религиям большой вред - иудаизму, православию, мусульманству - и этот вред еще не был компенсирован. Я думаю, что государство должно поддерживать церковь, но в то же время мы должны оставаться светским государством".
Почему при том, что российская политика позитивна по отношению к США, в СМИ, в том числе в контролируемых государством источниках, распространены антиамериканские настроения?
Путин сказал, что программы отражают российскую жизнь и российское общество, в то время как международная политика обусловлена прагматическими соображениями. "Существует определенная дихотомия между настроениями в обществе, его восприятием и реальной политикой".
Путин сказал, что иногда ему трудно работать над вопросами, связанными с США. "Мы не собираемся действовать против интересов США, но мы должны соблюдать свои интересы, принимая во внимание интересы наших партнеров. Это сработает только в том случае, если наши интересы тоже будут принимать во внимание".
У нас прекрасные отношения с президентом Бушем. Мы хотим улучшить отношения с США".
Путин сказал, что, хотя другие страны способны создавать лоббирующие группы в Вашингтоне, России Госдепартамент запрещает это делать, не объясняя причин запрета. "Это критический момент. Это компромисс с принципом равенства, который применялся к Советскому Союзу и теперь автоматически переносится на Россию".
Продолжаете ли вы усиление контроля над регионами и исключаете ли вы по-прежнему возможность остаться у власти на третий срок в 2008 году?
"Общественное мнение гласит, что подавляющее большинство хотело бы стабильности без изменений в руководстве. Но я думаю, что стабильность может быть достигнута не одним-единственным человеком, а всем государством, и это во многом зависит от конституции. Я утверждаю, что все должны быть равны перед законом. У меня нет никакого права преимущества перед другими. Это означало бы дестабилизацию".
Что касается централизации власти, Путин сказал, что он был прав, когда взял на себя полномочия по назначению кандидатов в региональные губернаторы, отменив это право для местного населения. Это было необходимо в стране, где не существует эффективных партий, а местные кланы, объединяемые экономическими интересами, могут захватить власть. В любом случае, региональный парламент имеет право отклонить кандидатуру, выдвинутую Кремлем.
Тем временем, Кремль поощряет развитие муниципального правительства, чего "никогда не случалось в прошлом". "Это очень значительный шаг, который еще не доведен до конца. Пресловутая вертикаль власти - это не просто создание, но перераспределение власти и полномочий. Это поиск наилучшей возможной организации государства, чтобы каждый уровень государства был более эффективен. Не все было оптимально, но мы ищем эффективные решения".
Эта отредактированная стенограмма была подготовлена редакцией FT на основе перевода на английский язык, выполненного официальными переводчиками президента. Официальная стенограмма будет опубликована на сайте президента.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях