The Guardian | 12 сентября 2006 г.
Буш: Саддам не был причастен к 11 сентября
Сюзанна Гольденберг
Вчера вечером Джордж Буш признал, что Саддам Хусейн не принимал никакого участия в терактах 11 сентября, но попросил американцев поддержать войну, которая, по его словам, является сражением, определяющим облик нашего века.
В день печали и памяти, начавшийся с минуты молчания на Граунд-зиро и закончившийся телеобращением в лучшее эфирное время из Овального кабинета, Буш пытался закалить американцев для предстоящей долгой войны с "Аль-Каидой", которую он назвал эпохальной борьбой.
Другим ключевым моментом его речи были ноябрьские выборы в конгресс США, где республиканцам грозят землетрясения из-за недовольства войной в Ираке.
Президент сдал некоторые важные идеологические позиции, официально дезавуировав утверждение неоконсерваторов, что Саддам сыграл определенную роль в терактах 11 сентября 2001 года. Но он отстаивал правильность решения войти в Ирак.
"Меня часто спрашивают, почему мы в Ираке, если Саддам Хусейн не был причастен к терактам 11 сентября. Ответ сводится к следующему: режим Саддама Хусейна был очевидной угрозой. Моя администрация, конгресс и ООН видели эту угрозу, а после 11 сентября режим Саддама стал представлять риск, который мир не мог себе позволить. Мир безопаснее, потому что Саддам Хусейн больше не у власти".
Признание, что Саддам не был связан с атаками на Всемирный торговый центр и Пентагон, стало отступлением для президента, который славится тем, что не любит выражать сожаление. Но Буш, стремящийся вернуть доверие американских избирателей к руководству войной против терроризма, еще раз продемонстрировал смирение, признав другие неназванные ошибки иракской войны.
Однако президент отмел идею быстрого ухода из Ирака, сказав, что вывод американских войск вручил бы победу "Аль-Каиде".
"Какие бы ошибки ни были сделаны в Ираке, самой большой ошибкой было бы думать, что если мы уйдем, террористы оставят нас в покое. Они не оставят нас в покое. Они последуют за нами", - заявил Буш.
"Если мы отдадим Ирак людям вроде бен Ладена, для наших врагов это будет поощрением, они получат новое убежище и используют ресурсы Ирака, чтобы питать свое экстремистское движение", - добавил он.
Вчерашнее обращение увенчало серию речей, призванных вновь настроить политическую повестку дня на традиционно сильный аспект республиканцев - национальную безопасность. Хотя 2,6 тыс. американских военнослужащих - это число, приближающееся к количеству жертв 11 сентября, а опросы в текущем месяце показывают, что около 60% американцев недовольны тем, как администрация ведет войну в Ираке, Буш продолжает вселять веру в руководство по вопросам терроризма и национальной безопасности.
Помня об этом, Буш вчера вечером попытался позиционировать себя в роли военного лидера, подобного двум американским президентам, стоявшим во главе двух эпохальных баталий прошлого века. Оба они были демократами: Франклин Рузвельт выступал против Германии и Японии в ходе Второй мировой войны, и Гарри Трумэн возглавлял холодную войну.
Буш заявил, что он руководит борьбой, которая на нынешнем, начальном этапе может казаться такой же пугающей, как начало Второй мировой войны. Но он отметил, что война против терроризма в той же мере является битвой за выживание, и Америка сегодня не может позволить себе потерять присутствие духа, несмотря на то что Ирак обходится дорого.
"Война с этим противником - нечто большее, чем военный конфликт. Это идеологическое сражение, определяющее облик XXI века и призывающее наше поколение, - сказал он. - Если мы сегодня не победим этих врагов, мы оставим наших детей перед лицом Ближнего Востока, наводненного террористическими государствами и радикальными диктаторами, вооруженными ядерным оружием".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях