The Wall Street Journal | 12 сентября 2006 г.
Кремль организует долю в EADS для российского банка
Грегори Уайт, Гай Чейзан и Дэниел Майклз
Москва стремится к укреплению связей с западными авиационными фирмами. Затруднение для Airbus
Приобретение российским банком примерно 5% зарегистрированных на бирже акций EADS, головной компании Airbus, координировали правительственные чиновники в Москве, утверждают источники, осведомленные о сделке, что высвечивает растущее стремление России укрепить связи с европейской авиационной отраслью.
Российская инвестиция в корпорацию European Aeronautic Defence & Space Co., которая производит также французские баллистические ракеты и мечтает стать крупным поставщиком американского министерства обороны, является еще одним признаком того, что экономическое и политическое возрождение России представляет непредвиденные проблемы для западных политиков и руководителей.
В пятницу EADS уведомили о том, что Внешторгбанк, крупный российский банк, принадлежащий государству, купил 5,02% акций EADS. Как утверждают источники, близкие к сделке, акции, вероятно, окажутся в руках государственной компании "Объединенная авиационная корпорация". ОАК была создана в этом году по распоряжениям российского президента Владимира Путина, направленным на консолидацию того, что осталось от советского авиационного сектора. Акции EADS в настоящее время оцениваются примерно в 920 млн евро (около 1,2 млрд долларов).
Для EADS новость совпала с трудным моментом. Франко-германская аэрокосмическая группа, которой принадлежит 80% акций Airbus, производителя гражданских самолетов, пытается снизить уровень политического вмешательства в управление ею Парижем и Берлином. Маловероятно, что российские инвесторы в ближайшем будущем займут положение, позволяющее им требовать места в совете директоров EADS, но участие компаний, связанных с Кремлем, сулит усложнение жизни менеджерам EADS.
Роль России может также привести к политическим трениям с США, где EADS надеется конкурировать с Boeing Co. за контракт в миллиарды долларов на поставку Пентагону самолетов-танкеров для дозаправки в воздухе.
Российские чиновники говорят, что ОАК и российское правительство видят в инвестиции возможность сближения с EADS, которой уже принадлежат 10% сибирского производителя самолетов, компании "Иркут", которая станет ядром ОАК. Сделка сигнализирует о понимании российскими лидерами того, что их авиапромышленность должна интегрироваться с западными производителями, чтобы выжить.
"Образование международного альянса - это единственный способ спасти нашу авиационную отрасль", - заявил Константин Макиенко из московского аналитического Центра анализа стратегий и технологий.
"Сухой", одна из компаний, которые войдут в ОАК, в настоящее время разрабатывает небольшой региональный самолет, который надеется продавать по всему миру. Но российские чиновники понимают, что у авиационного сектора страны нет возможности производить что-то большее.
Глава ОАК Алексей Федоров на прошлой неделе заявил, что ОАК хочет купить целых 10% EADS, хотя он прямо не подтвердил недавнее приобретение.
На вопрос о роли ОАК пресс-секретарь EADS Майкл Хогер ответил, что в пятницу EADS, как того требуют законы о ценных бумагах, была извещена "Внешторгбанком" о покупке им 5% акций EADS путем биржевых приобретений. Хогер заявил, что в извещении указывалось, что банк купил акции за свой счет.
Василий Титов, один из руководителей банка, отказался ответить на вопрос, действовал ли Внешторгбанк от имени ОАК. Он заявил, что приобретение было частью обычных операций банка на рынке акций и что банк купил акции, потому что они "в настоящее время недооценены".
Европейские политики в прошлом приглашали Россию принимать участие в EADS, в число владельцев которой входит французское государство, имеющее 15% акций. На презентации гигантского лайнера A380 производства Airbus в январе 2005 года тогдашний канцлер Германии Герхард Шредер заявил в выступлении, что "корабль EADS еще не полон", на нем есть "достаточно места для новых партнеров", особенно России. У правительства Германии нет доли в EADS, но оно является закулисным игроком в консорциуме. Немецкий автопроизводитель DaimlerChrysler AG является крупнейшим акционером EADS с пакетом в 22,3%.
Инвестиция пришла, когда Россия, обогащенная продажей нефти и других ресурсов, пытается углубить экономические связи с Европой на фоне охлаждения отношений с США. Акции EADS резко упали, после того как компания 13 июня объявила, что производственные задержки на A380 сократят доходы операций на 2 млрд евро за четыре года.
EADS, находящаяся в Чикаго Boeing, итальянская Finmeccanica SpA и другие западные аэрокосмические группы укрепляют связи в России, Китае и Индии. У Boeing в Москве есть конструкторское бюро, дающее работу 1350 российским инженерам, которые сделали более трети конструкторской работы по новому пассажирскому самолету Boeing 787, и совместное предприятие с российской компанией "ВСМПО-Ависма" по поставке титана. EADS решает, не поставить ли сборочную линию самолетов Airbus в Китае. Finmeccanica, которая работает с Airbus и Boeing, является инвестором и производственным участником регионального самолета "Сухого".
Любая сделка с ОАК расширяет возможности EADS в России, увеличивая шансы Airbus против Boeing в битве за контракт стоимостью 3 млрд долларов на поставку 22 новых лайнеров российскому национальному авиаперевозчику "Аэрофлот". Airbus может также извлечь выгоду из более крупных заказов других российских авиакомпаний, так как они спешат заменить свои стареющие парки.
Это выгодно и российской авиапромышленности, так как расширяется ее доступ к гражданским авиационным технологиям, сфере, где она сильно отстает от западных коллег.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях