The New York Times | 13 апреля 2004 г.
Российский нефтяной магнат отвергает обвинения в коррупции
Эрин Э. Арвелунд
Основатель крупнейшей российской нефтяной компании Михаил Ходорковский намерен объявить себя невиновным по всем предъявляемым ему федеральной прокуратурой обвинениям, сообщил вчера один из его адвокатов.
Адвокат Юрий Шмидт сказал, что суд над Ходорковским может состояться в июне или июле и что нефтяной магнат хочет, "чтобы суд проходил открыто, чтобы общественность увидела, как Ходорковский блестяще защитится и докажет свою невиновность".
Точная дата слушания еще не была объявлена.
На состоявшейся в понедельник пресс-конференции адвокат назвал своего подзащитного "политическим заключенным" и отверг предположение, что открытое письмо, опубликованное на прошлой неделе под именем Ходорковского, является признанием вины в какой бы то ни было форме.
Ходорковский был арестован 25 октября. Ему предъявлены обвинения в уклонении от уплаты налогов, мошенничестве, присвоении имущества. Последнее обвинение связано с предприятием по изготовлению удобрений, акции которого его инвестиционная компания получила в период постсоветской приватизации.
Арест многими расценивается как попытка со стороны Кремля умерить политические амбиции Ходорковского - самого богатого в России человека, который в определенный момент начал рассматривать возможность своего участия в президентских выборах в качестве соперника Владимира Путина.
Теперь же, однако, "дело ЮКОСа" переросло в нечто вроде референдума по вопросу, должны ли быть пересмотрены итоги противоречивой российской приватизации.
Тем временем суд над одним из деловых партнеров Ходорковского рассматривается как генеральная репетиция суда над самим Ходорковским, а его исход, возможно, определит дальнейшую ситуацию с инвестициями в России.
Предварительное слушание по делу Платона Лебедева, одного из основных акционеров ЮКОСа, намечено на четверг.
Политологи утверждают, что правительство России стоит перед дилеммой, где с одной стороны - необходимость дать показательный урок бизнесменам, капиталы которых связаны с ошибками приватизации, а с другой - желание сохранить темпы небывалого экономического роста.
Если правительство заморозило акции ЮКОСа в качестве одного из элементов осуждения ошибок приватизации, то это "не решает проблемы дисбаланса, но нечто в этом роде должно быть сделано, и без насаждения атмосферы страха", говорит Маршал Голдман, эксперт по российской экономике и автор книги "Российская приватизация: искаженность российских реформ" (Routledge, 2003).
"В Америке мы справились с подобной проблемой с помощью антимонопольного законодательства, - говорит он. - Рокфеллеру это не понравилось, но это не страшно".
Прокуратура называет Ходорковского и Лебедева членами "организованной преступной группировки", а такое обвинение позволяет государству производить конфискацию имущества компании.
Шмидт заявил, что прокуратура может попытаться сломить Ходорковского, вынеся чрезмерно суровый приговор Лебедеву.
В то время как на эту неделю назначено первое слушание, нефтяная компания ЮКОС продолжает целенаправленно дистанцироваться от проблем Ходорковского с Кремлем. На российской бирже после ареста двоих бизнесменов произошел резкий обвал цен. Тем не менее с тех пор цены на акции ЮКОСа практически восстановились.
Адвокаты ЮКОСа сообщают, что в настоящее время ведутся переговоры по поводу 98 млрд рублей (3,3 млрд долларов), суммы, которую, по утверждению налогового ведомства, компания должна государству в виде налогов за 2000 год. В прошлом году министерство по налогам и сборам заявило, что компания не выплатила налоги с прибылей торгующих нефтью компаний в Молдавии, которая в то время была легальным "налоговым раем".
ЮКОС утверждает, что российское правительство само организовало "налоговые убежища", чтобы привлечь инвестиции в отдаленные регионы, такие как Молдавия, и многие другие нефтяные компании воспользовались такой конъюнктурой.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях