La Repubblica | 13 апреля 2006 г.
"Они вольны пачкать, чтобы украшать"
Джампаоло Визетти
Московский мэр принимает на работу художников граффити
Чтобы распрощаться с унынием коммунистической эпохи, Москва доверяется созидательным тенденциям постиндустриального Запада. Гонимые и осуждаемые от Лондона до Берлина - в том числе и в Италии, - в бывшей советской столице создатели граффити принимаются на работу московской мэрией.
Эта идея пришла мэру Юрию Лужкову. Просматривая нескончаемые списки молодых москвичей, оштрафованных за то, что они пачкали здания, автобусы и поезда, Лужков, бывший соперник Владимира Путина на выборах, решил использовать их стремление к самовыражению для борьбы с безотрадностью, которая все еще господствует в обшарпанных и однообразных кварталах города с 15-миллионным населением. Так родился "ПРОЕКТ_FAБRИКА", первое соглашение между муниципалитетом и группами уличных мальчишек.
Отныне каждое утро около сотни подростков, прошедших художественный конкур, направляются в округа, достают кисти и краски и приступают к работе. Следуя списку, составленному мэрией, они улучшают внешний вид жилых домов, промышленных зданий, станций, мостов и подземных переходов. Мэр выдвинул лишь одно условие: они могут рисовать все что угодно, включая сюжеты, разоблачающие несправедливость, все еще царящую в постсоветской России.
Первый эксперимент на знаменитых Патриарших прудах, куда Булгаков поселил своих Мастера и Маргариту, оказался успешным. Мэрия попросила преобразить десятки скамеек, уже полуразвалившихся - как и все то, что находилось в компетенции коммунальных служб. Так появилось на свет невиданное произведение искусства: скамейка за скамейкой, осуждение возврата к советской ментальности в стране. Но полемика, разгоревшаяся после этого на страницах симпатизирующих Кремлю изданий, не привела к закрытию проекта.
Опираясь на данные опросов, согласно которым 80% москвичей считают город "потенциально красивым, но в реальности ужасным", Лужков пошел дальше. Еще 200 художников, расписывающих стены, были приняты в проект "Игра третьего тысячелетия" и направлены в окраинные районы. В результате было покончено с непристойными надписями, и кошмар превратился в прекрасный сон. Стена электроподстанции стала березовым лесом, Сыромятнический автомобильный туннель - небом, сливающимся с горизонтом. Бараки в Басманном округе превратились в дискотеки hi-tech, летающие башмаки-автомобили, тропические джунгли и виртуальные сюжеты, изрыгаемые телевизорами и компьютерами. Около 30 подземных переходов с цементными стенами превратились в постоянные выставки современного искусства. В выходные дни появляется огромная толпа посетителей, и художники-авангардисты и владельцы художественных галерей занимают обновленное авторами граффити пространство для импровизированных выставок. Частное предприятие распространяет путеводитель по граффити в столице, предлагаются маршруты и гиды. Гвоздем программы стали хрущевки в Черемушках. В этом рабочем квартале на юге Москвы около 20 жилых домов эпохи Хрущева, с квартирками по 30 квадратных метров на семью, были украшены изображениями животных. Те, кто раньше обитали за отвратительными стенами, отделанными мелкой керамической плиткой, теперь живут в животе гиппопотама, или взобравшись на шею жирафа, или летают на крыльях лебедя, или скачут на спине динозавра.
Это необычное зрелище, и таксисты уже предлагают посетить "самый большой зоопарк в мире". А между тем в столице строятся 32 небоскреба в 50 этажей, запланировано строительство 178 башен высотой более 300 метров. А мэрия решила предоставить в распоряжение молодых и "священные стены" великолепного сталинского метро. Каждая станция будет отражать некую нынешнюю проблему, увязанную с мозаичными и расписными темами советских времен. От реального социализма - к креативному посткапитализму.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях