The Telegraph | 13 апреля 2007 г.
Россия снова на марше
Кон Кохлин
Новая "холодная война" будет не чета предыдущей, когда танковые дивизии, размещенные на равнинах Германии, находились в состоянии боевой готовности, чтобы при необходимости отразить советское вторжение в Западную Европу. Нет, исход назревающей схватки за влияние в мире между возрожденным российским национализмом и западной свободой будет решать голая экономическая мощь и политический авторитет, либо, как в случае с Россией, шантаж и запугивание.
Достаточно лишь рассмотреть распад молодых демократических институтов на Украине, чтобы оценить эффективность новой тактики, с помощью которой русский медведь стремится восстановить влияние на территории бывшей империи.
Москва не простила Украине "оранжевую революцию" 2004 года, когда Киев, сбросив с себя бремя десятилетий советских репрессий, заявил о желании стать реальной демократией западного типа. Тогда Кремль прибег к однозначно грубой тактике, попытавшись отравить Виктора Ющенко, главного кандидата от продемократических сил, но тот благодаря своевременно оказанной помощи венских врачей-токсикологов, выжил и победил на выборах.
После этого Москва сменила тактику, стараясь использовать для запугивания бывшего союзника свою обретенную экономическую мощь. В начале прошлого года она перекрыла подачу нефти и газа, фактически оставив страну в разгар украинской зимы без тепла и света.
Не так давно Россия достала чековую книжку и "скупила" достаточное число парламентариев (говорят, что нынче один украинский депутат продается за 2,5 млн фунтов стерлингов), чтобы заблокировать демократический процесс. Дошло до того, что президент Ющенко на этой неделе был вынужден распустить парламент и назначить новые выборы.
Почему же Россия приложила столько усилий, чтобы вырвать ростки украинской демократии? Причиной тому страх, что Киев, получив самостоятельность, пойдет по тому же пути, что и другие бывшие советские республики и постарается обеспечить гарантии дорого доставшейся свободы, вступив в Евросоюз и НАТО.
Такой сценарий ненавистен Москве, где головокружительные дни гласности и перестройки, а также перспективы демократизации превратились лишь в смутное воспоминание. Сегодня Владимир Путин, российский президент-автократ, не скрывает презрения к Евросоюзу и НАТО, которые, как он уверяет, в 1990-е годы воспользовались экономической слабостью России, чтобы укрепиться в областях Восточной Европы, расцениваемых Кремлем как его естественная сфера влияния.
Путин хочет вернуть России статус сверхдержавы, который она имела при советской власти. Распад СССР он называет "крупнейшей геополитической катастрофой" XX века.
Часто говорят, что главной причиной краха СССР в 1980-е годы было падение цен на нефть до уровня 10 долларов за баррель. Теперь, когда средняя цена на сырую нефть составляет 60 долларов, Москва купается в нефтедолларах - в том числе и благодаря брутальной повторной национализации прибыльных энергоресурсов нации, которую провел Путин, вытеснив противников в эмиграцию или, как произошло с бывшим главой нефтяного концерна "Юкос" Ходорковским, отправив их отбывать длительное тюремное заключение в Сибири.
Путин не замедлил воспользоваться этими прибылями для финансирования целого ряда диверсионных операций, направленных на дестабилизацию обстановки в бывших государствах-сателлитах и возвращения их под свою власть. Помимо узурпации украинской демократии, Кремль душит экономическими санкциями Грузию и Молдавию - видимо, слабейшие из бывших республик СССР.
Сходное давление оказывается на страны Балтии, которые, хотя и вступили в Евросоюз и НАТО, подвергаются экономическому и политическому запугиванию со стороны бывших оккупантов.
На этом фоне, не обещающем ничего хорошего, Путин настолько уверился в своих силах, что готов пойти на конфронтацию с Западом, ссылаясь в оправдание на планы администрации Буша по размещению элементов системы противоракетной обороны в Польше и Чехии. Американцы заявляют, что задача их национального проекта ПРО - защитить Америку и большую часть Европы от запусков ракет с ядерными боеголовками со стороны таких государств-изгоев, как Иран и Северная Корея.
Пентагон настаивает на том, что новая система рассчитана на перехват баллистических ракет, запущенных на Ближнем Востоке и Дальнем Востоке, подчеркивая, что против более прогрессивной российской ракетной техники она бессильна. Высказывалась даже идея, что система может быть использована для защиты России, но Кремль без раздумий ее отмел.
Разрядка времен Рейгана и Тэтчер, положившая конец трем десятилетиям ядерного противостояния, - это не для Путина. Напротив, российский президент, по-видимому, твердо намерен воспользоваться американскими планами по размещению ракет для финансирования новой гонки вооружений между Западом и Востоком. В начале апреля текущего года могущественный Совет безопасности России - подчиняющийся непосредственно Путину - объявил, что необходима новая военно-стратегическая "конфигурация", дабы противостоять угрозе, связанной с расширением НАТО и вашингтонскими ракетами. Как следствие, расходы России на оборону были значительно увеличены.
Не существует и никаких реалистических перспектив того, что Путина удастся отговорить от развязывания второй "холодной войны" против Запада. Кремль настолько успешно подавляет политическую оппозицию, что нынче его самыми заметными противниками являются шахматный гроссмейстер Гарри Каспаров и иже с ним. Они отважно обличают автократические тенденции Путина, но их храбрость не встречает поддержки у публики.
Каспарову и его сторонникам удалось организовать ряд уличных демонстраций - еще несколько запланированы на эти выходные - но в путинской России подобный открытый вызов режиму приведет Каспарова скорее на сибирские нары, чем в кремлевские коридоры власти.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях