Financial Times | 13 апреля 2012 г.
Афера с налогами указывает на соучастие высокопоставленных российских чиновников
Кэтрин Белтон
Две московские налоговые инспекции, которые находились в центре аферы с возмещением налогов на сотни миллионов долларов, продолжали выплачивать огромные суммы спустя долгое время после того, как сходные схемы были выявлены Сергеем Магнитским, утверждает The Financial Times. "Магнитский умер в тюрьме после того, как выступил с обвинениями", - напоминает журналистка Кэтрин Белтон.
Новые откровения заставляют задуматься, чиновники какого ранга покровительствовали мошенничеству с возвратом налогов. "В целом афера, как представляется, с 2006 по 2010 год обошлась российской казне в 800 млн долларов с лишним", - говорится в статье.
Журналистка напоминает, что Магнитский обвинил ряд сотрудников МВД и налогового ведомства в мошенничестве с возмещением налогов в размере 230 млн долларов, причем использовались печати и уставные документы фирм, конфискованные полицией при обыске. По данным газеты, Магнитский также разоблачил несколько случаев возмещения налогов другим фирмам в размере 109 млн долларов в 2006 году.
В вышеупомянутых случаях налоги возмещались двумя инспекциями Москвы - 25-й и 28-й. Но, согласно расследованию "Новой газеты" и финансовым документам, изученным The Financial Times, те же две налоговые инспекции еще в 2010 году выплачивали крупные суммы путем спорного возмещения налогов. По данным газеты, сумма возмещения была еще больше, чем в предыдущих случаях: 370 млн долларов (11 млрд рублей). "Их выплату череде явных фирм-"однодневок" санкционировали те же самые чиновники налогового ведомства через два-три дня после подачи заявок в 2009 и 2010 годах. Согласно документам, вскоре после получения денег эти фирмы были перерегистрированы по похожим адресам", - говорится в статье.
Инвестфонд Hermitage Capital Management, по контракту с которым работал Магнитский, утверждает: масштаб возмещения налогов, тот факт, что они санкционировались за несколько дней и эта практика продолжалась и после смерти Магнитского, указывает: их покрывали высокопоставленные чиновники правительства. Вчера инвестфонд в специальном заявлении "обвинил ФСБ в содействии организации возмещения налогов в размере 230 млн долларов, которое в 2008 году разоблачил Магнитский", говорится в статье. ФСБ пока не отозвалась на просьбу о комментариях.
Но след от афер, возможно, тянется еще выше, продолжает Кэтрин Белтон. Возмещение налогов в течение считанных дней - признак аферы, к которой наверняка причастны самые высокопоставленные чиновники, сказал неназванный топ-менеджер одного из московских инвестбанков.
"С 2004 по 2007 год налоговую службу возглавлял Анатолий Сердюков, нынешний министр обороны, и многие чиновники, причастные к возмещению налогов, последовали за ним в оборонное ведомство", - говорится в статье.
Сообщения, что аферы продолжались еще долго после ареста Магнитского, также вселяют колоссальные сомнения по поводу попыток МВД обвинить Магнитского в том, что он сам организовал более раннее мошенничество с возвратом 230 млн долларов.
"Большая часть возмещений налогов, раскрытых в ходе расследования "Новой газеты", была санкционирована налоговой инспекцией номер 28, которую возглавляла Ольга Степанова", - говорится в статье. В прошлом году прокуратура Швейцарии проверила банковские счета ее семьи. После проверки Степанова уволилась. "Те, кто ее защищает, утверждают, что она всего лишь выполняла приказы сверху", - говорится в статье. Некий источник из окружения Степановой сказал в интервью газете: "С этими схемами возмещения налогов работает вся налоговая система. Такова система в стране, где нет верховенства закона, и ничто не изменит систему, потому что люди, которые ею руководят, думают, что им все это полагается по праву".
В отдельной врезке на той же странице газета приводит сведения о конкретных "подозрительных случаях" возмещения налогов на общую сумму 810 млн долларов, ссылаясь на расследование "Новой газеты" и финансовые документы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях