The Independent | 13 августа 2002 г.
Любовники переселяются в бункеры диктатора
Дэниэл Хауден
Каждому, кто впервые оказался в Албании, трудно избавиться от чувства, что за ним следят. Когда едешь из аэропорта в Тирану по единственной дороге, проходящей по сельской местности, постепенно возникает ощущение, что вокруг много глаз.
С каждого холма, с каждого берега на тебя смотрят полуразрушенные купола бункеров, бетонное наследие параноидального воображения коммунистического лидера Энвера Ходжи.
С 1950 по 1985 г.г. (1985 г. ? год смерти диктатора) в стране было построено более 700 000 железобетонных "уродцев". На их создание пошло в 2,5 раза больше средств и в 3 раза больше материалов, чем во французскую линию Мажино, построенную перед Второй Мировой войны и оказавшуюся на удивление бесполезной.
Бункеры были построены на случай иностранной агрессии - этого постоянно боялся один из самых рьяных сталинистов мира. Сегодня они остаются одним из самых главных препятствий на пути к модернизации самой бедной страны Европы.
В 1991 г., когда рухнул коммунизм, они перестали играть свою военную роль и стали местом для свиданий влюбленных, а в самых сложных случаях - домами для тысяч внутренних беженцев.
Но до сих не разрушено почти ни одно из этих укреплений. В 1950 г., когда был построен первый экспериментальный бункер, Ходжа заставил главного инженера встать внутри и приказал обстрелять строение из танка. К сожалению для последующих поколений, инженер остался невредим, хотя заработал на этой почве невроз.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях