Asahi | 13 августа 2003 г.
Жанр боевика будет оживлен восточным колоритом
Миюки Кондо
Фильм китайского режиссера Чжана Имоу "Герой" ("Ин сюн"), демонстрация которого начинается во всех ведущих кинотеатрах Токио, наглядно доказывает, что китайская киноиндустрия уже сейчас успешно конкурирует с Голливудом в производстве боевиков, оживляя этот жанр восточным колоритом и древней китайской традицией.
И действительно, на протяжении долгого времени Голливуд прочно удерживал монополию на производство боевиков и триллеров, в немалой степени и за счет своего огромного бюджета. Однако "Герой" Чжана Имоу в очередной раз убеждает в том, что кинопроизводство Китая способно нанести сильный удар классическому американскому боевику.
"Несмотря на то что уже несколько лет подряд китайское фильмы становятся победителями многочисленных международных кинофестивалей и конкурсов, большинство из них так и не доходят до экранов зарубежных кинотеатров. Моя главная цель заключалась в том, чтобы добиться коммерческого успеха, сделав по-настоящему роскошный фильм, который может продемонстрировать зарубежному зрителю все самое лучшее, что может предложить китайское кино, в том числе и великолепную игру азиатских актеров мирового уровня", - сказал Чжан Имоу на недавней пресс-конференции в Токио.
Несомненной заслугой режиссера стало привлечение к съемкам самых ярких и талантливых актеров Китая, таких, как Джет Ли, Тони Люн, Магги Чюн и Чжан Цзы-и. Многие из этих звезд уже снискали славу на международном рынке кинопродукции, а захватывающая игра актеров и новизна приемов боевых искусств, которые они демонстрируют в фильме Чжана, придаст их славе еще больше блеска.
"Я очень надеюсь, что наш фильм будет достойно оценен за рубежом и привлечет большое количество зрителей, - добавил Чжан. - И мне хочется, чтобы этот фильм стал для западного зрителя образцом восточной культуры".
Фильм представляет собой изящно снятую драму по мотивам произведений древнекитайского поэта Ли По и рассказывает о бурных далеких временах. Любовь и преданность главных героев фильма сталкивается с честолюбивыми амбициями и коварством их врагов. "Герой" органично передает дух китайской культуры: тихие пейзажи, напоминающие классические гравюры, сменяются электризующей динамикой сражений с мечами и рукопашными схватками.
В этом фильме Чжан Имоу впервые обращается к теме традиционных боевых искусств. 52-летний режиссер, удостоившийся многих высших международных призов, в том числе и "Серебряного льва" на Венецианском международном кинофестивале в 1991 году за фильм "Поднять красный фонарь", получил широкую известность за отображение в кино других аспектов китайской культуры. В своих не менее знаменитых фильмах "Красное сорго" (1987 г.) и "Дорога домой" (1999 г.) он рассказывает о жизни китайских крестьян.
"Жанр "уся" - произведения о боевых искусствах - традиционно был весьма популярным в Китае. Поэтому, как и каждый китайский режиссер, я всегда мечтал о создании фильма в этом жанре", - говорит Чжан.
Как сказал ветеран экрана и звезда боевиков Джет Ли, который вместе с Чжаном Цзы-и и продюсером Биллом Куном тоже выступал на пресс-конференции, эта работа существенно отличается от обычных китайских боевиков, сюжет которых сконцентрирован на испытаниях и страданиях человека, проходящего суровое обучение боевому искусству в отдаленном горном монастыре, чтобы отомстить за убийство члена своей семьи.
Действие фильма "Герой" происходит в конце эпохи "Воюющих царств" (220 до н.э.). В то время Китай был разделен на семь государств, наиболее агрессивным из которых было государство Цинь. Правитель Цинь (его играет Чэнь Даомин) постепенно завоевывает территорию всего Китая и становится первым императором. Для ликвидации правителя государства Цинь его противники нанимают многочисленных убийц, самыми безжалостными из которых были Сломанный Меч (играет Люн), Летящий Снег (Чун) и Небо (Донни Ен).
Правитель жил в постоянном страхе быть убитым, но однажды во дворец прибыл загадочный чиновник, не назвавший своего имени и получивший прозвище Безымянный (играет Ли), который сообщил, что он убил опасную троицу. В доказательство он предъявил оружие убийц.
В благодарность правитель дает Безымянному аудиенцию. Войдя во дворец и сев в тридцати шагах от правителя и его стражников, Безымянный начинает захватывающий рассказ о том, как он победил убийц.
Кульминация любого боевика - это боевые действия, и "Герой", при создании которого использовалась оригинальная компьютерная технология, разработанная группой фирмы Matrix, тоже не разочаровывает зрителя. Чжан сумел придать эпизодам борьбы изысканную элегантность, что выгодно отличает фильм от другой продукции этого жанра, изобилующей сценами грубого немотивированного насилия.
Ярко и художественно отображена сцена борьбы Безымянного с Небом, когда камера издалека снимает вооруженных мечем и копьем противников, которые стоят друг против друга под проливным дождем во внутреннем дворике. Мысленно каждый из воинов представляет поведение своего противника, и на экране разворачивается захватывающее сражение, насыщенное сложными и образными движениями. Характерной особенностью фильма является контраст между действием и неподвижностью. Весь фильм пропитан духом и образами восточной поэзии. Но поистине незабываемым фильмом "Героя" делает смелое использование цвета. Рассказ Безымянного о том, как он победил каждого из трех убийц, передается через ряд ретроспективных кадров, напоминающих "Ворота Расёмон" Акиры Куросавы. Каждый из трех эпизодов имеет собственный символический оттенок: красный, синий или белый.
Одна из наиболее внушительных сцен - поединок в дубовой роще между Летящим Снегом и Луной (играет Чжан Цзы-и), служанкой Сломанного Меча. Две фигуры, одетые в красное, сражаются в вихре падающих золотых листьев, их длинные черные волосы развеваются на фоне скрещенных мечей.
Эта сцена, как, впрочем, и остальные сюжеты фильма, были и результатом мастерской работы оператора Кристофера Дойла, который широко известен как давний сотрудник гонконгского режиссера Вонга Кар-Ваи. Необходимо отметить и великолепные костюмы, которые выполнил японский художник-модельер Эми Вада. В 1985 г. Вада был удостоен первого приза Японской академии киноискусства за костюмы, выполненные для фильма Куросавы "Бег". Когда Чжана спросили, почему для создания костюмов к фильму он пригласил именно Ваду, режиссер ответил: "Я высоко ценю и глубоко уважаю Куросаву. Он оказал на меня огромное влияние еще тогда, когда я учился в кинематографическом колледже. Поэтому для меня было честью работать с одним из его сотрудников".
"Ключевым элемент в этом фильме был ветер, поэтому, изучая стиль древней одежды Китая, Кореи и Японии, для создания костюмов я применил так называемую "технику купирования", которая используется при изготовлении костюмов для танца, - говорит Вада. - Я остался очень доволен, когда увидел, как красиво мои костюмы трепещут на ветру на протяжении всего фильма".
На вопрос о том, кто же является подлинным героем в этом фильме, Чжан ответил: "Я думаю, что все главные персонажи фильма являются героями, поскольку каждый из них жертвует собой во имя своей идеи. Каждый человек может стать героем, если он по-настоящему верит в себя".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях