Статьи по дате

La Repubblica | 13 августа 2003 г.

Пиночет, правда о диктаторе: "Он был готов совершить второй государственный переворот"

Омеро Сиай

5 октября 1988 года, в день, когда он проиграл на выборах после 15 лет диктатуры, генерал Аугусто Пиночет был готов "бросить танки" на улицы городов, аннулировать результаты выборов и остаться у власти любой ценой. Об этом в своей книге воспоминаний, которая выйдет в свет в конце августа, рассказывает генерал Ферандо Маттеи, бывший начальник главного штаба ВВС. Через 30 лет после военного переворота 1973 года среди той половины населения страны, которая все еще ждет, когда свершится правосудие, исповедь генерала Маттеи вновь бередит раны transizione pactada - переходного периода, который, с одной стороны, способствовал мирному возвращению к демократии, а с другой - гарантировал иммунитет тем, кто несет ответственность за "грязную войну" и три тысячи пропавших без вести.

"Я не уйду", - заявил диктатор командующим чилийскими видами вооруженных сил в ходе драматического совещания, которое проходило в бункере дворца Ла Монеда в 2 часа ночи 6 октября. Тогда поражение Пиночета было уже необратимым, но министерство внутренних дел распространило официальные данные, в которых преобладали "да", но они отражали мнение лишь 1% избирателей.

В книге генерала Маттеи рассказывается о последних месяцах, предшествовавших выборам, которые осенью 1988 года должны были подтвердить пребывание Пиночета на посту президента еще 8 лет, и о том, что бывший диктатор был абсолютно уверен в своей победе. "Никто из его советников, - рассказывает Маттеи, - не осмелился сказать, как на самом деле обстоят дела, поэтому Пиночет считал , что народ вновь доверит ему управлять страной". Но, несмотря на это, он подготовил планы переворота "на тот случай, если дела пойдут плохо".

Другие командующие, адмирал Мерино, Маттеи и генерал карабинеров Родолфо Страндж, узнали о планах диктатора лишь 27 сентября, за неделю до голосования, на обеде во дворце Монеда. План Пиночета должен был быть приведен в действие сразу же после того, как будут закончены все операции по подсчету голосов. План предполагал отключение всех радио и телевизионных станций, объявление в стране чрезвычайного положения. Кроме того, армия получала приказ взять в кольцо основные города страны и окружить здания иностранных посольств бронетанковой техникой, чтобы воспрепятствовать укрывательству там представителей оппозиции.

Иными словами, речь идет о планах, которые должны были вернуть страну во времена "охоты на ведьм" 1973 года. Но история пошла по иному пути. Пиночет проиграл на выборах, получив 43% голосов "за" и 54,7% голосов "против", что открыло долгую дорогу к компромиссу и началу переходного периода, благодаря которому бывший диктатор оставался на посту главнокомандующего до 1998 года, когда он получил звание пожизненного сенатора. 14 декабря 1989 года в Чили состоялись первые свободные выборы, на которых одержал победу представитель демохристианской партии Патрисио Аилвин, кандидат от альянса Concertation, в который входили коммунисты и представители всех остальных оппозиционных партий.

Телеканалы всего мира передали репортаж о событии, произошедшем в ночь с 5 на 6 октября: генералы Мерино, Страндж и Маттеи прибыли во дворец Ла Монеда и сообщили Пиночету о его поражении. Об этом к тому времени знала уже вся страна, но ни у одного члена хунты не хватило смелости предупредить об этом диктатора. Заседание, начавшееся в 2 часа ночи, было крайне напряженным. Пиночет заявил о том, что готов поднять армию, чтобы "раздавить коммунистов". Он также грозил уничтожить любого, кто начнет переговоры с оппозицией. Он обратился к генералам за поддержкой. Но оказался в меньшинстве.

Это был конец. Диктатор должен был уступить и следовать конституции, которую сам же редактировал и которая предусматривала в случае его поражения на выборах начало перехода к демократии и проведение свободных выборов. Передав власть гражданским, Пиночет и вооруженные силы между тем сохранили за собой целый ряд привилегий. Самая главная - иммунитет. Неписаное соглашение, которое полностью исключает возможность начала процесса над диктатором, которого объявили "неподсудным по медицинским показаниям".

Источник: La Repubblica


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru