Frankfurter Rundschau | 13 августа 2007 г.
Пытки ушли в прошлое?
Михаэль Людерс
Сейф аль-Ислам, чье имя в переводе означает "Мечь Ислама", всегда готов удивлять. Будучи функционером от спорта, старший сын лидера революции Муаммара Каддафи взял шефство над итальянским футбольным клубом - он охотно оказывает помощь тогда, когда нужно завершить драму с похищением заложников. Так, как это было в 1998 году, когда на Филиппинах исламистскими повстанцами была похищена одна немецкая семья. Отличный трюк - дело в том, что повстанцы сначала получали весомую финансовую помощь из Ливии.
Но что подвигло его откровенно признаться в интервью арабскому спутниковому телеканалу "Аль-Джазира" в том, что отпущенные недавно из многолетнего заточения болгарские медсестры действительно подвергались пыткам? А так же в том, что вся эта ситуация стала отличной возможностью шантажировать Европу - с целью нормализации отношений и заключения выгодных сделок?
Вряд ли он хотел своими высказываниями наступить на горло своему отцу, поскольку Сейф аль-Ислам и так однажды станет его преемником на посту главы государства. Сын, скорее всего, готовит защиту на будущее. Ливия получила за освобождение медсестер 400 млн евро, одновременно с этим ЕС готов пересмотреть свои отношения с Триполи в пользу последнего. Президент Франции Николя Саркози даже пообещал строительство атомной электростанции. Эта сговорчивость стала возможной благодаря значению Ливии как важнейшего производителя нефти и газа в Северной Африке. Кроме того, ливийское руководство, по всей видимости, поняло, что сделка по принципу "заложники в обмен на бизнес" в Европе натолкнулась на волну критики. Послание Сейфа аль-Ислама следует расшифровать так: да, были допущены ошибки. Да, мы не всегда вели себя правильно. Но мы хотим оставить все в прошлом и думать о будущем.
Остается только ждать, сработает ли эта тактика. Европейцы скорее должны увидеть в признании Каддафи-младшего, что на совместное будущее с Ливией стоит смотреть с более дружелюбным настроем. Французская оппозиция уже потребовала создания следственной комиссии, которая проверила бы сделку Саркози с Каддафи. "Весна" в отношениях между Брюсселем и Триполи ничего не изменит в том факте, что Ливия остается деспотичной военной диктатурой с непредсказуемым самовлюбленным эгоистом во главе.
Муаммар Каддафи был и остается мастером по выживанию, который снова и снова перевоплощается сам и перекраивает политиков своей страны. С 1969 года железной хваткой он объединяет под своим руководством ливийские кланы. Его непревзойденная по отсутствию какого бы то ни было содержания "третья универсальная теория", мнимый "королевский путь", проходящий между коммунизмом и капитализмом, в течение десятилетий блокирует социальное развитие Ливии. В отличие, к примеру, от стран Персидского залива, в стране нет прагматичного сословия торговцев, нет независимой интеллигенции или СМИ, нет культурной жизни.
Тот факт, что "брату полковнику" не чужды сомнения в собственных силах, а также то, что он иногда предпочел бы послать свою работу к черту, он описал 10 лет назад в своей книге с великолепным названием "Деревня, деревня, Земля, Земля и самоубийство космонавта". Однако через несколько дней это творение исчезло с прилавков магазинов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях