International Herald Tribune | 13 августа 2007 г.
Россияне и суды
Ива Савик
"Источником благополучия и процветания России является народ. Государство же обязано сделать так, чтобы это было не на словах, а на деле. Убежден, что ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества" (Президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию от 2006 года).
Семь лет тому назад Юсуп Мусаев стал свидетелем убийства семи своих родственников в ходе операции по зачистке, проводившейся российскими военными в Новых Алдах, Чечня. Это была лишь одна из множества трагедий, произошедших 5 февраля 2000 года, когда расстались с жизнью более 50 мирных жителей. С тех пор российская судебная система не проявила большого интереса к поиску виновных, несмотря на обилие доказательств.
В июле Европейский суд по правам человека в какой-то степени подвел черту под переживаниями чеченских семей, которые в тот горький день лишились близких, и признал Российскую Федерацию несущей ответственность за убийства. Суд по правам человека обвинил российскую судебную систему в молчаливом согласии с совершенными преступлениями - это обвинение все чаще можно предъявлять по отношению к другим делам, разбираемым сегодня в России.
Дело "Мусаев и другие против Российской Федерации" - одно из растущего числа российских дел в Европейском суде по правам человека. После включения России в юрисдикцию Европейского суда в 1998 году граждане этой страны все чаще пользуются новым каналом для поисков справедливости. Согласно документам суда по правам человека, на 1 января 2007 года своего рассмотрения ожидали примерно 90 тыс. исков, в том числе около 20 тыс. из России. Только в 2006 году в суд было подано более 10500 обращений - вдвое больше, чем в 2003-м, и более чем на 400% больше, чем в 2000-м.
Эти колоссальные цифры еще более тревожат, если обратить внимание на серьезность нарушений, которых касаются эти иски. В списке российских дел, заслушанных судом, часто встречаются обвинения во внесудебных расправах, бесследном исчезновении людей, пытках и незаконных арестах - большая часть которых имеет место в неспокойных республиках Северного Кавказа. Если смотреть на вердикты суда, вынесенные в 2006 году, то российские дела составляют примерно треть в категории всех серьезных нарушений права на жизнь и запрета пыток.
Средством решения проблемы, которое наиболее часто постановляет применить Европейский суд по правам человека, является выплата компенсации потерпевшим и их родственникам. Интересно, что российские власти обычно платят, хоть и скрепя сердце. Министр иностранных дел России Сергей Лавров говорит, что Россия считает некоторые вердикты Европейского суда политизированными, но, несмотря на тот факт, что она не согласна с некоторыми вердиктами суда в принципе, она их выполняет.
Однако Россия предпринимает мало заметных усилий для предотвращения дальнейших нарушений. За немногочисленными исключениями, мало было сделано для ареста и отстранения от занимаемых должностей лиц, виновных в совершении нарушений, факт которых подтвердил Европейский суд по правам человека. Властям потребовалось четыре года, чтобы допросить таких преступников, как генерал Александр Баранов, который был опознан по видеозаписи, где он приказывает убить раненого мирного жителя, и был удостоен медали "Герой России".
Более того, запугивание ширится. Видный адвокат Борис Кузнецов, участвовавший в ряде громких исков к государству, был обвинен в разглашении государственных тайн и недавно бежал из страны. Лица, подающие заявления в суд по правам человека, все чаще сообщают о том, что получают словесные угрозы или подвергаются насилию с целью заставить их отказаться от дальнейшего ведения дела.
На законодательном уровне чиновники Верховного и Конституционного судов России работают над созданием органа, который будет рассматривать жалобы граждан на власти в области нарушений прав человека до их поступления в Европейский суд по правам человека. Российские юристы и правозащитники выразили опасения в том, что этот орган станет еще одной помехой, которая будет препятствовать российским гражданам обращаться в Европейский суд.
В то время как Европейский суд поражен количеством обращений, Совет Европы недавно решил помочь России - улучшить ее возможности по рассмотрению дел. 25 апреля 2007 года Совет Европы совместно с Еврокомиссией объявил о начале проекта, направленного на усовершенствование российской судебной системы. В ближайшие три года 11500 сотрудников судебных учреждений и военных ведомств пройдут обучение по должному отправлению правосудия.
Возможно, эта помощь будет полезна, но проблема состоит не в дефиците юридических познаний у сотрудников российских учреждений, но скорее в том, что эти люди не считаются с правами своих сограждан. Что необходимо, так это политическое решение российского руководства по укреплению правового государства.
Благодаря своим запасам энергоносителей Россия ныне располагает крупным богатством, которое можно было бы пустить на укрепление столпов демократического строя - в том числе судебной системы. Поскольку приход к "зрелой демократии" и "свободному обществу свободных людей в России" - это идея, за которую Путин постоянно ратует, по-видимому, требуются соответствующие капиталовложения, которые страна может себе позволить.
Только в 2006 году более 10 тыс. россиян объявили, что в рамках российской системы невозможно найти справедливость, воззвав к Международному суду. Именно эти цифры, а не симпатия или неприязнь к политике Запада, и должны были бы подтолкнуть российских чиновников к анализу проблемы и ее решению.
Есть много способов возможного усовершенствования: например, решение проблемы коррупции путем повышения окладов или предоставления гражданским общественным организациям полномочий на мониторинг исполнения законов учреждениями, а также обучение военных, сотрудников правоохранительных органов и судов в области прав человека и соответствующих правовых норм.
Какой бы путь ни выбрали российские власти для решения этой проблемы, успех будет зависеть от внутриполитической приверженности идеям реформ, а не объемов помощи Европы. Однако Россия может рассчитывать на то, что Европейский суд по правам человека и его сообщения о числе обращений из России и далее будут служить барометром прогресса.
Ива Савик возглавляет "Американский комитет за мир на Кавказе" организации Freedom House
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях