The Washington Post | 13 августа 2008 г.
Советник Маккейна одновременно лоббировал интересы Грузии
Мэттью Моск и Джеффри Бирнбаум
Ведущий советник сенатора Джона Маккейна по вопросам внешней политики подготовил состоявшийся 17 апреля телефонный разговор своего босса с грузинским лидером, а затем помог кандидату в президенты от республиканцев составить жесткое заявление в поддержку молодой республики.
В тот день, когда состоялся телефонный разговор, лоббистская фирма, частично принадлежащая это советнику, Рэнди Шенеманну, подписала контракт на сумму 200 тыс. долларов, по которому обязалась продолжать стратегическое консультирование грузинского правительства в Вашингтоне.
Как утверждают в избирательном штабе Маккейна, контракт Orion Strategies на лоббирование интересов Грузии не повлиял на решение кандидата побеседовать с президентом Михаилом Саакашвили и на его заявление. "Просьбу о телефонном разговоре направило посольство Грузии", - сообщил пресс-секретарь штаба Брайан Роджерс.
Однако специалисты по вопросам этики сомневаются, может ли бывший лоббист, работавший на зарубежные правительства, давать советы кандидату в президенты в отношении тех же самых стран. "Вопрос стоит следующим образом: кто клиент? Кому верен советник: иностранному клиенту или кандидату, на которого теперь работает? - поясняет Джеймс Тарбер, специалист по вопросам лоббирования из Американского университета. - Опасно пользоваться советами людей, которые крайне близки к странам по ту или иную сторону конфликта".
На момент телефонного разговора Саакашвили с Маккейном Шенеманн формально прекратил работать на лоббирование интересов Грузии, свидетельствуют данные федеральных ведомств. В то же время он еще работал на Orion Strategies, где состояли всего два лоббиста - он и Майк Митчелл.
Шенеманн проработал в фирме еще месяц, до 15 мая, когда избирательный штаб Маккейна объявил о более жесткой политике против лоббистов. Советника попросили отмежеваться от указанной компании.
По словам Роджерса, Шенеманн "не получает никакого рода вознаграждений от Orion Strategies и не получал их с 15 мая 2008 года". Шенеманн отказался давать интервью для написания данной статьи.
Будучи частным лоббистом, пытавшимся повлиять на конгрессменов и сотрудников администрации Буша, Шенеманн в то время полагался на свои контакты с Маккейном, представляя интересы зарубежных клиентов на Капитолийском холме. Он и его партнеры сообщили, что, начиная с 2004 года, устраивали телефонные разговоры или встречи с Маккейном и его ведущими советниками по просьбе зарубежных клиентов, в том числе Грузии, 71 раз. Эта цифра приведена в отчетах, которые они подали в министерство юстиции.
Главными темами этих контактов обычно были стремление Грузии вступить в НАТО, а также законодательные инициативы, в частности, поддержанная Маккейном мера по усилению грузинских позиций в Южной Осетии - одном из регионов Грузии, занятых в эти выходные Россией.
Другим шагом, который лоббировала Orion и поддерживал Маккейн, был "Акт о консолидации свободы в НАТО" 2006 года, по которому Грузия получила грант в размере 10 млн долларов.
В течение нескольких месяцев, пока президентская кампания Маккейна набирала обороты, Шенеманн играл сразу две роли. Он одновременно консультировал кандидата по вопросам внешней политики и выступал лоббистом грузинских интересов. С 1 января 2007 года по 15 мая 2008 года избирательный штаб выплатил Шенеманну почти 70 тыс. долларов за предоставление советов по внешней политике. За этот же период правительство Грузии выплатило ему за лоббирование 290 тыс. долларов.
С 2004 года компания Orion получила от правительства Грузии 800 тыс. долларов.
По словам Роджерса, тот факт, что Orion представляла интересы Грузии, не повлиял на решение Маккейна в апреле побеседовать с Саакашвили. "Посольство Грузии попросило об этом разговоре из-за беспокойства грузинской стороны в связи с имевшими место незадолго до того российскими действиями в Южной Осетии и Абхазии", - поясняет он.
Ранее Маккейн заявлял, что тесно работал с Грузией и ее руководством с середины 1990-х годов. Вчера в выступлении в рамках предвыборной кампании Маккейн назвал Саакашвили своим близким другом.
Роджерс, однако, признал, что "Шенеманн и другие сотрудники, связанные с внешней политикой, занимаются просьбами об организации телефонных разговоров и заявлениями по вопросам внешней политики".
После апрельского разговора Маккейн в тот же день опубликовал заявление в поддержку позиции Грузии.
"Мы не должны позволять России считать, что она может свободно проводить политику, подрывающую суверенитет Грузии, - заявил тогда Маккейн. - Грузия в ответ действовала сдержанно, и ей следует продолжать поступать так и в будущем".
Мэлани Слоан, исполнительный директор вашингтонской организации "Граждане за ответственность и этику", считает, что узнать, действительно ли советы Шенеманна Маккейну были полностью непредвзятыми, будет, скорее всего, невозможно.
"Вопрос в том, чьи взгляды вы в действительности представляете, - объясняет Слоан. - Действительно ли это ваши взгляды или же это купленные взгляды, за которые платят клиенты ваших ведущих советников? Вероятно, Маккейн сочувствовал бы Грузии в любом случае, но когда пост одного из главных советников занимает человек вроде Шенеманна, возникают определенные вопросы".
Гари Севуган, пресс-секретарь кандидата от демократов, сенатора Барака Обамы, говорит, что деловые связи Шенеманна с Грузией заставляют задаться вопросом о том, насколько он повлиял на позицию Маккейна по грузинскому конфликту.
"Такого рода конфликты интересов становятся естественным последствием ситуации, когда избирательным штабом руководят лоббисты, в нем работают лоббисты и более четверти века его окружает лоббистская культура", - заявил Севуган.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях