The New York Times | 13 декабря 2001 г.
Разрывая Договор по ПРО
Редакция
Своим решением сдать в утиль Договор по ПРО от 1972 года президент Буш идет на дипломатический риск. Если ему посчастливится, русские смирятся с этим решением, и отношения с Москвой будут продолжать улучшаться, в то время как Вашингтон будет свободно проводить испытания новой системы НПРО. В противном случае Буш может вызвать негативную реакцию Кремля и положить начало новой опасной гонке вооружений с Россией, а возможно, и Китаем. Совершенно непонятно, почему он захотел пойти на риск в тот момент, когда ему крайне необходимо сотрудничество России в борьбе с терроризмом. Непохоже, что после терактов 11 сентября Вашингтон пришел к выводу об уязвимости США перед возможным ракетным нападением.
Буш был твердым сторонником идеи выхода из Договора по ПРО с самых первых дней своей президентской кампании. Эту идею можно назвать внешнеполитическим эквивалентом его инициативы о резком сокращении налогообложения самых богатых американцев - Буш отстаивает эту инициативу даже после того, как обстоятельства изменились, и она уже не отвечает интересам нации. Через определенное время после того, как война с терроризмом станет сходить на нет, перед миром все еще будет стоять проблема наличия ядерного оружия у США, России, Китая, Индии, Пакистана и других стран. Пренебрежительное отношение Буша к Договору по ПРО - и другим международным соглашениям - вряд станет конструктивным прецедентом в деле контроля над этими вооружениями. Не имеет смысла побуждать теперь Россию и Китай к созданию новых ракет, которые могли бы преодолеть американский щит, строительство которого может занять не один год.
Решение Буша станет серьезной проверкой для его многообещающей дружбы с Владимиром Путиным - российским лидером, который в последнее время пошел на большой политический риск у себя дома, взяв курс на сближение с Западом. На их последней встрече Путин, видимо, был готов пойти на ядерную сделку с США, предусматривающую внесение изменений в Договор по ПРО. Америка и Россия намереваются также сократить свои наступательные вооружения. Конкретные сокращения уже обозначены, а закрепляющее их письменное соглашение сейчас находится в стадии обсуждения. Однако Путин, столкнувшийся с ожесточенным сопротивлением со стороны своих генералов, выступающих против изменения Договора по ПРО, не проявил в данном вопросе достаточной гибкости, которая могла бы удовлетворить Буша. В своем поспешном стремлении приступить к проведению испытаний в рамках НПРО Буш пошел дальше госсекретаря Колина Пауэлла, выступающего за решение данного вопроса путем переговоров.
Россия не имеет особого желания тратить миллиарды долларов на модернизацию своих ядерных вооружений, однако в качестве первого ответного шага она может выйти из других соглашений в ядерной области и довольно легко вновь оснастить свои ракеты ядерными боеголовками. Путин может предпринять ответные меры и в других областях. Американские войска не смогут без позволения России использовать базы в некоторых бывших советских республиках Средней Азии, таких как Узбекистан и Таджикистан. Бушу явно потребуется поддержка России, если он надеется добиться от Ирака согласия на принятие международной миссии инспекторов по вооружениям.
Даже если русские решат не принимать сразу ответные меры, все равно непонятно, зачем Бушу потребовалось их провоцировать. Договор по ПРО оставляет Вашингтону возможность свободно продолжать испытания ракет-перехватчиков наземного базирования. Со временем Путин, скорее всего, согласился бы на внесение в договор изменений, позволяющих проводить испытания систем морского и воздушного базирования, и мог бы снять свои требования об обсуждении с Вашингтоном каждого отдельного американского испытания. Возможен был даже взаимный выход из договора. Труднее всего Путину было бы смириться с односторонним выходом США из договора, а именно это и собирается сделать Буш.
Президент Буш прав, утверждая, что США и Россия должны развивать дружеские отношения, свободные от политики времен холодной войны. Кроме того, он справедливо полагает, что США должны разрабатывать новые технологии, чтобы лучше защитить себя от внешних угроз, включая ракетный удар со стороны государств-изгоев, таких как Ирак. Однако эти цели можно достичь, не выходя из договора, который сыграл ключевую роль в поддержании мира на планете.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях