Neue Zürcher Zeitung | 13 декабря 2005 г.
Пиво в парке - в России преступление
pfi.
Законодательные ограничения для стремительно растущего рынка
Обняв одной рукой партнера или партнершу и держа в другой бутылку с пивом, молодые люди прогуливаются по аллеям: в России за последние годы такие парочки встречаются все чаще. Пиво стало символом новой, "крутой" жизни, а также неотъемлемым атрибутом романтического свидания. А поскольку пиво сплошь и рядом заменяет водку, это к тому же вносит вклад в улучшение здоровья россиян.
Для облегчения перехода на более легкий алкоголь в России до недавнего времени пиво вместе с другими спиртными напитками, содержащими менее 12% алкоголя, не попадало под законы, призванные ограничить их потребление. Однако, похоже, российские парламентарии поменяли свое мнение. Официально сообщается об опасности алкоголизма в молодежной среде, неофициально поговаривают о том, что новые законы об ограничении потребления пива - дело рук российского водочного лобби, от которого уплывают его доходы. Ясно только одно: вслед за значительным ограничением рекламы пива президент Путин на днях подписал закон, который запрещает потребление пива вне ресторанов и баров, например в парках.
Штраф до 150 франков
По новому закону наказывать будут тех, кто пьет пиво на улице, на стадионе, в сквере или в общественном транспорте. Штраф будет налагаться милицией, его размер составит от трех до пяти МРОТ, что в настоящее время не превышает 150 швейцарских франков. Значительно более жесткие штрафы (от 40 до 500 МРОТ) предусмотрены за неразрешенную торговлю чистым спиртом.
Большинство экспертов исходит из того, что новые меры практически не скажутся на уровне потребления пива в России. Распитие водки в общественных местах запрещено уже очень давно. За определенную мзду милиционеры закрывают глаза на нарушение порядка, и это, по всей видимости, не мешает россиянам распить бутылку в веселой компании. Действенным средством может стать ограничение рекламы. Так, рост производства пива в первом полугодии 2005 года заметно замедлился. По статистике по сравнению с прошлым годом он составил всего 3,7%, тогда как в последние годы обычно измерялся двузначным числом.
Пятый в мире рынок пива
После Китая, США, Германии и Бразилии Россия в настоящий момент является пятым по объему рынком пива в мире. Вместе с китайским он в последние годы был также стремительно растущим. Тем не менее, среднестатистический россиянин выпивает примерно 60 литров пива в год, то есть вполовину меньше, чем среднестатистический немец; соответственно, производители видят здесь гигантский потенциал для роста.
Среди затрат на алкогольные напитки доля, которую "типичный" россиянин расходует на пиво, в последние годы отчетливо выросла. По оценке брокерской компании United Financial Group (UFG), при 28% в 1999 году сейчас этот показатель превысил 40%. В целом, по сравнению со среднемировыми расходами на спиртные напитки - 8% от среднего официального дохода семьи - россияне тратят на алкоголь много денег. UFG полагает, что в будущем эта доля в свете дальнейшего подъема экономики будет сокращаться и рынок алкогольной продукции перестанет отличаться сверхвысоким ростом. Несмотря на распространенное предубеждение, россияне, по официальной статистике, вовсе не являются мировыми лидерами в потреблении спиртных напитков. Согласно данным UFG, на долю одного россиянина приходится 11 литров чистого спирта в год против 13,3 литра в Чехии.
Тем временем пиво в Россию в прежних масштабах уже не импортируется. Его варят дома; однако российская пивоваренная промышленность, без сомнения, входит в число экономических секторов, которые в значительной степени контролируются иностранцами. В результате мощного процесса слияния, пришедшегося на последние годы, более двух третей российской пивоваренной промышленности находится в руках крупных международных концернов. За первые девять месяцев 2005 года 37% российского пива примерно в равных долях было произведено компаниями Scottish&Newcastle и Baltic Beverage Holding, принадлежащей фирме Carlsberg, 17% - компанией SUN Interbrew и 13% - Heineken.
Злые языки утверждают, что внезапное стремление законодателей предпринять что-нибудь против роста потребления пива в России может быть связано с тем, что отрасли не хватает платежеспособных россиян, которые, зная все ходы и выходы в Кремле, умеют постоять за свои интересы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях