Der Standard | 13 декабря 2006 г.
"Тенденция в России: поворот спиной к Западу", - считает Нина Хрущева
Йозеф Кирхенгаст
Несмотря на сомнительный путь развития России, Нина Хрущева, специалист по международным отношениям, предостерегает Запад от курса на конфронтацию с Россией. Интервью
- Видите ли вы связь между убийствами критика Кремля и бывшего агента спецслужб Александра Литвиненко и журналистки Анны Политковской?
- Не более чем в подражательстве. Не нужно ставить оба этих случая на одну доску и не нужно возлагать за них равную ответственность на российские власти.
- Какая версия наиболее вероятна в деле Литвиненко?
- Речь идет о России с ее все еще сильной византийской культурой, так что этот случай не может быть ясным по определению - из-за скрытности, в условиях которой разворачиваются все эти события вокруг бывшего КГБ и на широких политических просторах. Я не поклонница Путина, но я не считаю его ответственным за убийство Литвиненко.
- А за смерть Анны Политковской?
- Не в том смысле, что за этим убийством стоит Путин. Но в том, что он создал атмосферу, в которой возможно нечто подобное, - в этом он виноват.
- Говорят, что те, кто стоял за убийством Литвиненко, хотели навредить Путину. Если это так, то какова цель?
- Есть очень могущественные эмигранты, например Борис Березовский, которые очень заинтересованы в том, чтобы дискредитировать Путина. В глазах Березовского Путин - предатель, ведь когда-то Березовский привел его к власти. С другой стороны, Кремль заинтересован в том, чтобы дискредитировать Березовского. Однако эту версию я бы назвала притянутой за уши - Березовский уже и без того в достаточной степени дискредитирован. И не важно, идет ли речь о борьбе Березовского с Путиным или наоборот, проблема России заключается в том, что в этой борьбе больше не будет победителей.
- Путин контролирует развитие событий или он все больше и больше становится заложником системы, которую сам и создал?
- И то и другое. В определенной степени контроль у него все еще есть, но из истории нам известно, как это бывает, из истории Никиты Хрущева, Михаила Горбачева. Сначала в их руках была вся полнота власти, но уже через шесть лет они не контролировали развитие событий. Интересно, что сейчас Путин у власти как раз шесть лет. Как при Горбачеве, когда верх пытались взять ястребы, при Путине это могут попытаться сделать люди из КГБ, которых он сам привел во власть. После того как кремлевская машина запущена, не важно, коммунистическая ли это машина или машина КГБ, президент уже не может от нее отречься.
- Как Запад должен вести себя в этой ситуации по отношению к России и к Путину?
- Важно критиковать Путина, но не в общем и целом, не беспредметно, как часто происходит в США. Это очень опасно, так как в соответствии со своей русской природой Москва почти рефлекторно поворачивает к Западу спиной в убеждении: что бы мы ни делали, они нас все равно ненавидят. Любая критика Кремля и лично Путина должна опираться на конкретные факты и быть очень дипломатичной, а вовсе не а-ля Джордж Буш. Европа делает это очень хорошо, и она на дипломатической основе построила хорошие отношения. Это единственный правильный путь в обращении с Россией, так как здесь существует тенденция к повороту спиной к Западу, и в этом случае Россия быстро окажется в изоляции.
- Итак, неконкретная критика без учета фактического положения вызывает реакцию, противоположную ожидаемой?
- Она, как показывает дело Литвиненко, неконструктивна. На Западе Путин дискредитирован, но в России его стали любить еще больше. Что бы мы ни делали, им, на Западе, не угодишь, вот такая точка зрения.
- Некоторые считают: не имеет значения, кто придет на место Путина в 2008 году, в любом случае это будет его политический клон.
- В свое время именно на это и надеялся Березовский, который хотел сделать из Путина клон Ельцина. И посмотрите, что из этого вышло.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях