Foreign Policy | 13 декабря 2011 г.
Девять дней, которые потрясли Кремль
Юлия Иоффе
В полночь 10 декабря, когда многие москвичи ликовали по поводу успешного митинга среднего класса, американское пиар-агентство Ketchum распространило заявление Дмитрия Пескова, пресс-секретаря Путина, повествует обозреватель Foreign Policy Юлия Иоффе. Ketchum имеет контракт с российским государством, поясняет она. В заявлении говорилось: "Мы уважаем точку зрения протестующих, мы слышим то, что говорится, мы и в дальнейшем будем их слушать. Граждане России имеют право выражать свою точку зрения, в знак протеста и в знак поддержки, и эти права будут гарантироваться, пока все стороны действуют законными и мирными средствами".
"Это странная и странно тихая реакция", - полагает Иоффе, упоминая о масштабе акции протеста в Москве. Но еще более странными она находит слова Путина, которые в субботу днем озвучил Песков, - фразу: "В правительстве России пока не сформулировали свою позицию".
Правда, один человек свою позицию сформулировал, пишет Иоффе о воскресном заявлении Медведева через Facebook. Эти высказывания она находит "по-настоящему очень странными": излишнее напоминание, что у россиян есть свобода слова и свобода собраний, опасения, что согласованные митинги выльются в кровопролитие. "Пожалуй, главная проблема - всего лишь сомнения в убедительности заявлений", - пишет автор, поясняя, что Медведев много раз приказывал расследовать скандальные дела, а серьезных результатов ни разу не было. Поэтому среди комментариев в Facebook преобладали негативные.
"Ответ президента просто смехотворный. "Я не согласен, но мы разберемся", - заметил в интервью Игорь Юргенс, глава ИНСОРа. Пока ни одно из требований демонстрантов не воспринято всерьез, подчеркнул он.
"И действительно, скудость официальных заявлений после субботнего митинга наводит на мысль, что Кремль либо медлит, либо отклоняет требования", - говорится в статье. Так, в Центризбиркоме за предложение уволить Чурова проголосовало меньшинство.
Еще одно требование - повторные выборы, но в понедельник Песков исключил возможность не только таковых, но и пересчета голосов.
В понедельник "Единая Россия" обещала вывести на митинг в Москве 30 тыс. человек. По данным полиции, собралось 25 тыс., а по оценкам журналистов - максимум 2 тыс. Многих привезли на автобусах. "Если учесть, сколько денег вкладывается в лояльные молодежные движения, а также расходы на доставку молодежи на автобусах, то митинг в понедельник стал эпическим провалом. Он также свидетельствует о неэффективности "Единой России", упорно использующей старые и неубедительные методы", - считает автор.
Путин и Медведев явно пытаются выиграть время, но как-то неслаженно, замечает Иоффе. "Они напуганы, и для государства это хорошо, так как они вынуждены думать о действиях государства вместо того, чтобы реагировать, как обычно - инстинктивно", - заметил политтехнолог Глеб Павловский. Он заметил, что глубоко разочарован в Путине, но указал: тот факт, что в субботу на митинге обошлось без хаоса и применения силы - "пожалуй, первый за весь год правильный шаг Путина". "Если бы Кремль попытался воевать, он сейчас оказался бы в глубокой, глухой и, вероятно, кровавой осаде", - добавил Павловский. Вопрос в том, не совершит ли Кремль новых ошибочных шагов.
Кремль определенно изменил свою риторику: вначале он предостерегал о провокациях и гражданской войне, а теперь утверждает, что в субботу на площадь пришло много зевак. И все же есть ощущение, что российские правители пока не осознали, насколько ими недовольны "белые воротнички", отмечает автор. Правда, Сурков провел совещание лояльной интеллигенции - "значит, он понимает", замечает Иоффе.
В понедельник появились определенные признаки компромисса: "Единая Россия" согласилась уступить ряд руководящих постов в Думе представителям парламентской оппозиции, Кудрин дал понять, что готов возглавить либеральную партию, Прохоров объявил о намерениях баллотироваться в президенты. "Это позволит разрядить напряженность, чтобы акции протеста не омрачали сольную президентскую гонку Путина, которую, не будем забывать, он выиграет; позволят вести кампанию, еще сильнее не отталкивая от себя слой "белых воротничков", - считает автор.
По мнению Иоффе, митинг протеста, намеченный на 24 декабря, будет не столь многочисленным - в том числе потому, что в России по-прежнему нет политиков, которые представляли бы интересы "белых воротничков". Многие из этих людей подчеркивают, что не являются революционерами. "На это, несмотря на тревожную риторику, Кремль сейчас и ставит", - заключает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях