UPI | 13 февраля 2006 г.
Экономические воззрения Путина
Марк Кац
Недавно переведенная на английский язык статья Владимира Путина, впервые опубликованная в одном из российских специализированных журналов в 1999 году, дает западному читателю представление о его экономическом мышлении. В статье изложен план достижения экономической мощи России, которому он во многом следует - и с заметным успехом - после неожиданного вступления на пост президента в конце 1999 года. Но в статье содержатся также некоторые идеи, путинская приверженность которым негативно влияет на нынешний и будущий экономический рост России.
Перевод опубликован в авторитетном американском академическом журнале Problems of Post-Communism (номер за январь-февраль 2006 года). Статью перевел профессор Харли Бальцер из Университета Джорджтауна, один из ведущих американских экспертов по России. Во вводной заметке Бальцер высказывает предположение, что статья была написана в 1998-м, примерно тогда же, когда Путин стал директором ФСБ.
В статье Путин высказывает такие мысли:
1) Российская экономика должна расти вдвое быстрее, чем западная, чтобы уменьшить отставание России от развитых стран по критерию ВВП на душу населения.
2) Россия может достичь таких темпов экономического роста на основе добычи, переработки и использования сырьевых ресурсов, например нефти и газа, которыми она необычайно богата.
3) Доходы, полученные от сырьевого сектора, можно использовать для развития других секторов экономики, обеспечивающих более широкие возможности занятости, чем сырьевой сектор.
Путин признал, что России нужно создавать корпорации, способные на равных конкурировать с западными многонациональными корпорациями. Однако наследие советской плановой экономики с ее "полной изоляцией от мировых рынков" затрудняло это. Но хотя Путин понимал необходимость конкурентоспособности российских корпораций, он не верил, что свободный рынок может создать и создаст такие корпорации. Государственное регулирование, писал он, необходимо, чтобы защитить интересы всего общества и выносить решения по поводу конфликтующих интересов бизнеса. Если позволить корпорациям действовать по своему усмотрению, они усвоят "монополистическое поведение", которое зачастую тормозит инновации.
Здесь мы сталкиваемся с одним из воззрений Путина, негативно влияющих на российскую экономику. Путин высказывает мнение, что частные корпорации (по крайней мере - российские) не будут вводить новшества, а потому нуждаются в государственном регулировании, чтобы эффективно их вводить. Конечно, западный опыт показывает, что частные корпорации лучше, чем правительства, проявляют себя в сфере инноваций, ведущих к экономическому росту.
То, что Путин придерживался такого мнения в 1998 году, свидетельствует о его намерении вернуть под контроль государства такие нефтяные компании, как ЮКОС, еще до того, как он стал президентом. Способность Путина взять ЮКОС под контроль, не отпугнув все иностранные инвестиции и не ослабив способность России торговать нефтью, дает основания думать, что его действия как минимум не повредили России. Но будут ли государственные компании, руководители которых отчитываются перед Кремлем, так же активно и энергично, как ЮКОС, заниматься разведкой месторождений и маркетингом? Пока они этого не делают.
Более сомнительным является утверждение Путина, что государственное управление можно использовать для создания корпораций, способных конкурировать с западными многонациональными корпорациями не только в сырьевом секторе. Поскольку другим странам нужны российские нефть, газ и сырье, они будут их покупать вне зависимости от того, контролирует сырьевую отрасль Кремль или кто-то еще. Но для того, чтобы Россия могла продавать остальному миру конечные продукты или услуги, они должны выдерживать конкуренцию с товарами и услугами, которые предлагают частные производители из других стран. Да, Россия успешно экспортирует высокие технологии в таких секторах, как вооружения и атомная энергетика. Однако покупатели - это обычно правительства, которым Запад не хочет продавать такую продукцию. Иными словами, Москва имеет возможность продавать такие продукты на этих рынках, потому что там ей не приходится конкурировать с Западом.
Реальной проверкой для России является то, способна ли она производить товары и услуги, привлекательные для потребителей и компаний дома и за границей, выдерживающие конкуренцию с продукцией западных многонациональных корпораций. Чтобы добиться успеха, российские фирмы должны постоянно вводить новшества, позволяющие опережать конкурентов. Но достаточно ли у аппаратчиков из спецслужб, которых Путин любит назначать руководителями предприятий, воображения, чтобы это делать? И позволит ли это Кремль, все сильнее чувствующий угрозу со стороны тех сфер, которые он не контролирует? Ответ на оба вопроса: скорее всего, нет.
Путин полагал, что развитие российского сырьевого сектора послужит экономическому развитию в целом. Однако его недоверие к частному предпринимательству и желание держать все под контролем Кремля приводит к обогащению правительства за счет российского сырья, в то время как общество влачит жалкое существование. Конечно, печально то, что это не обязательно должно быть так. Но пока Путин не пересмотрит воззрения, высказанные им в статье 1999 года, все так и останется.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях