InoPressa: тема дня | 13 февраля 2014 г.
Сочи: антиреклама не оправдалась, даже критики поддались ликованию
Обзор прессы
Преамбула к "путинским Играм" была сильно политизирована: "антигейские законы, чудовищная смета, угрюмство населения". Но с началом Олимпиады все вошло в норму, пишут СМИ: фигуристы красивы, санные гонки выглядят устрашающе, обиженный выселением сочинец ждет не дождется выступлений российских хоккеистов, а владелец гей-клуба рассказывает, что мэр Сочи, отрицающий существование геев на подведомственной территории, был с ним "очень мил".
Хотя накануне ее начала так называемая "путинская Олимпиада" освещалась в мрачных и порой откровенно-политизированных тонах, пока что в Сочи было не много критических ситуаций, признает телевизионный обозреватель The Los Angeles Times Мэри Макнамара.
Накануне Олимпиады тон журналистов все сильнее сбивался на истерию, говорится в статье. Россия позиционировалась как столь огромная и непостижимая, что "Эн-би-си" поручила редактору New Yorker Дэвиду Ремнику "объяснить загадки русской истории и постараться, чтобы никто не получал особого удовольствия". Ремник и Владимир Познер обсудили, чего добивается Путин посредством Олимпиады, "и заключили, словно бы разоблачив заговор: Путин старается доказать, что его страна стала международным игроком".
Казалось, "весь этот странно-обиженный и покровительственный политический подтекст испортит мероприятие вконец", замечает журналистка. Но с началом Олимпиады все вошло в норму: фигуристы красивы, санные гонки выглядят устрашающе, а комментаторы, по мнению автора, слишком много болтают. В заключение автор выражает надежду, что драмы в Сочи будут только спортивными.
"Российские критики Олимпиады ликуют вместе со всеми", - передают корреспонденты The New York Times Эндрю Крамер и Стивен Ли Майерс.
Если у кого-то и есть право возмущаться сочинской Олимпиадой, то у Андрея Мартынова: его дом был конфискован российскими властями, а потом снесен без компенсации (из-за проблем с оформлением в собственность), чтобы освободить место рядом с хоккейной ареной, где Россия будет в четверг играть со Словенией, пишут журналисты. Мартынов временно живет в обшарпанном приюте, однако он выражает то же чувство, которое распространилось - возможно, неожиданно - по всей России с началом Олимпиады: безоглядную гордость за свою страну, говорится в статье. "Такое происходит один раз в жизни, - сказал Мартынов. - Когда российская сборная выйдет на лед, я буду болеть. У меня нет другой сборной, за кого мне еще болеть?"
Сейчас фокус внимания переместился на сами спортивные мероприятия, на чем с самого начала настаивали Путин и его высшие помощники, отмечают журналисты.
"Даже больше, чем само открытие, мне нравится, что все в ленте пишут "какое крутое открытие". Это так мило и объединяюще", - написал у себя в Twitter Алексей Навальный.
Теплый прием Олимпиады дал неожиданный политический результат для Путина: ВЦИОМ фиксирует скачок рейтинга личного одобрения Путина с прошлых выходных. Как замечают авторы статьи, "это вызвало раздражение некоторых критиков Путина".
Так, Виктор Шендерович сравнил последовавшие за победой Юлии Липницкой патриотические прославления фигуристки с прославлениями немецких спортсменов на Олимпиаде 1936 года в Берлине.
Корреспондент The Boston Globe Дэвид Филипов побывал в сочинском "протестном парке".
В обычном сквере под шумной эстакадой, в 10 милях от Олимпийского парка, женщина во вторник развернула знамя с оранжевыми и черными полосами, взяла рекламный щит с портретом Владимира Путина и начала одиночный пикет - в поддержку Путина, повествует автор.
Учитывая все недовольство местных жителей и активистов по поводу подготовки России к Олимпиаде, ожидалось, что этот парк станет шумным местом, однако он стал образцом того, как российская авторитарная система заглушает инакомыслие.
Представительница городской администрации Татьяна Катаниди сказала корреспонденту, что пропутинская демонстрантка стала вторым человеком, воспользовавшимся правом проведения протеста с начала Игр. По словам Катаниди, кто-то еще устраивал одиночный пикет, но она не помнит, чего он хотел. Третья группа желающих не получила разрешение, потому что была слишком многочисленной, а никто больше не обращался.
Адвокат Александр Попков утверждает, что знает почему: несколько активистов, которых он защищает, могли бы провести акции, но находятся за решеткой. Все это заставляет людей думать, что протесты опасны. "Люди аполитичны, потому что боятся, - сказал он. - Они предпочитают сидеть на кухне и возмущаться. Они говорят, что все равно ничего нельзя сделать".
Двух надписей на заборе - "Это наш лес" и "Саня - вор" - хватило российскому правосудию для возбуждения уголовного дела против активистов "Экологической вахты по Северному Кавказу" Сурена Газаряна и Евгения Витишко, говорится в материале Die Welt. Газарян получил политическое убежище в Эстонии, а Витишко дали три года колонии, приговор был оглашен в среду, то есть уже во время зимних Олимпийских игр в Сочи.
Автор материала Юлия Смирнова подробно излагает перипетии дела и в заключение цитирует заявление "Экологической вахты по Северному Кавказу": в России "появился еще один политический заключенный, единственной виной которого стала его гражданская активность".
Журналист Time Саймон Шустер взял интервью у владельца сочинского гей-клуба "Маяк" Андрея Таничева.
Пока всюду в России борцы за права гомосексуалистов предстают перед судом и приговариваются к штрафам, государство взяло сочинское ЛГБТ-сообщество под свою опеку - по крайней мере, на то время, когда весь мир на них смотрит, говорится в статье.
Мэр Сочи Анатолий Пахомов за месяц до открытия зимней Олимпиады пригласил к себе Таничева и встретил его улыбкой. "Это было странно, - вспоминает хозяин клуба. - Он был очень мил, действительно очень любезен".
Градоначальник поинтересовался, нет ли у "Маяка" проблем, в решении которых администрация может помочь. Таничев пожаловался на горы отходов от строительства гостиницы рядом с его клубом - и проблема была решена.
Между тем в декабре в интервью телеканалу BBC Пахомов заявил, что, насколько ему известно, в Сочи вообще нет геев (впоследствии он уточнял, что имел в виду гей-активистов).
С правами геев в Сочи все обстоит нормально - вот позиция Таничева, которую он уже несколько месяцев каждый вечер повторяет иностранным журналистам.
Судя по всему, именно такого ощущения и хотят добиться местные власти. "Они боятся устроить какой-нибудь скандал, - говорит Таничев. - Не забывайте, что все они - люди из глубинки. Они никогда раньше не сталкивались с вопросами гомосексуальности. А тут ни с того ни с сего появляются репортеры и расспрашивают их про ЛГБТ и трансгендеров".
Сигналы из Москвы, по всей видимости, еще больше их запутали, говорится в статье. Комментируя в январе данную тему, Владимир Путин заявил, что люди нетрадиционной сексуальной ориентации в Сочи "могут чувствовать себя свободно, непринужденно", но тут же попросил их "оставить детей в покое".
Между тем власти Нижнего Тагила воспользовались законом о запрете гей-пропаганды, чтобы закрыть единственную в стране организацию, оказывающую психологические консультации ЛГБТ-подросткам - "Дети-404", сообщает Шустер.
"Я часто думаю о том, куда мы движемся как нация, - цитирует Таничева автор статьи. - Иногда мне кажется, что мы скатываемся назад к какой-то форме теократии".
"Глядя на стены за его спиной, этого точно не скажешь, - замечает Шустер: - они увешаны огромными фотографиями полуголых мужчин. Однако вид, открывающийся из "Маяка" и из Сочи, может быть обманчив".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях