International Herald Tribune | 13 января 2003 г.
Честность - лучшая политика для крутых российских бизнесменов
Серж Шмеман
В свете того, что российская пищевая компания "Вимм-Биль-Данн" намерена представить свою продукцию в Нью-Йорке, ею сделано публичное заявление: один из ее основных владельцев девять лет отсидел в тюрьме, и фирма понимает, что это может отпугнуть инвесторов.
Криминальное прошлое российского бизнесмена не может удивлять так уж сильно, учитывая, что первая волна российских предпринимателей не брезговала воровством, ложью и даже убийствами. Однако признание в этом и обещание действовать впредь исключительно по высшим стандартам Запада не может не поразить.
Но такая политика окупается. "Вимм-Биль-Данн" - российский лидер в производстве соков и молочных продуктов - в прошедшем году выпустил на рынок товара на 161 млн. долларов, и он с успехом разошелся. (Название, знакомое каждому русскому, не означает ничего другого, кроме любви основателей фирмы к теннису и Уимблдону.)
Урок этой и еще нескольких фирм, которые решились отказаться от российского способа ведения дел в пользу бизнеса, сделал прозрачность и "корпоративное управление" - то есть, попросту говоря, честность ? неким пунктиком для крупных и прибыльных компаний.
Маяк корпоративных доблестей сегодня - это Михаил Ходорковский, прежде олицетворявший собой в качестве руководителя ЮКОСА хищного олигарха. В результате двухлетней кампании с целью изменить образ этой российской нефтяной компании номер два ЮКОС ныне отвечает самым строгим представлениям Запада о корпоративной честности. Эта стратегия, а также щедрые дары от фонда "Открытая Россия", возглавляемого Ходорковским, широко открыли ему двери к респектабельности, чести (и капиталу) в Вашингтоне и Лондоне.
39-летний магнат и не притворяется, что его вдруг озарило. Хорошо обращаться с инвесторами и честно вести дела, говорит он, "попросту выгодно". Увидав более "чистый" ЮКОС, инвесторы стали проявлять больший интерес к компании, в результате личные активы Ходорковского превысили 7 млрд долларов, что, похоже, сделало его самым богатым человеком в России.
Подобно множеству русских, которые отзываются о новообретенной честности с понятным скепсисом, Чарльз Райан, возглавляющий московский инвестиционный банк "Объединенная финансовая группа", говорит: "Конечно, сейчас модно выглядеть честным - но это и выгодно. Действуя таким образом, вы сохраняете то, что уже украли. Мир снисходителен к богатым".
Столь явное перевоплощение кое-кого из хищников до некоторой степени подтверждает правоту тех экономистов, предвидевших, что все, кто разбогател неправедно, рано или поздно будут искать пути легализоваться.
В начале 80-х, когда правительство Бориса Ельцина впервые предприняло хаотическую распродажу государственной собственности, те, кто ухватил кусок, старались обратить его в капитал и вывезти за границу, поскольку было неведомо, что грянет следом. Затем, в 2000 г., вскоре после того, как избрали Владимира Путина, цены на нефть начали подниматься и Россия получила наконец некоторую стабильность и трезвость. Стоящие на вершине экономической пирамиды стали понимать, что приобретут больше от защиты того, что уже имеют.
Однако обращение к честности вряд ли универсально. Опрос по деловой открытости, проведенный Standard Poor's Corp., основанный на том, как много компания готова о себе рассказать, присудил России средний показатель в 34 очка из возможных 98 - ниже, чем в странах Азии и чуть выше, чем в Латинской Америке.
Иначе говоря, хотя некоторый прогресс имеется, "дикий Восток" еще не цивилизован. Еще одна "звезда" русского бизнеса - Олег Дерипаска, всего в 34 года создавший свою империю, - сделал это путем часто беспринципных и изощренных, хотя и технически законных захватов.
Для Юлии Латыниной, острой на язык ведущей телеканала ТВС, которая ежедневно высказывается о состоянии дел в бизнесе, разница между Дерипаской и Ходорковским состоит отнюдь не в моральных установках, а в стратегии. "Это вопрос не намерений, а чистого бизнеса", - говорит Латынина. "Есть две возможные стратегии. Одна - поднять цену активов, другая - увеличить их выпуск. Одна стратегия требует полной прозрачности. Другая - подкупа судей, взяток и полной закрытости. Это не цинизм. Это просто так обстоят дела".
Анатолий Карачинский, создавший чрезвычайно успешную компанию "IBS - Информационные бизнес-системы", считает, что таким компаниям, как его, глупо оставаться в тени. "Вы вкладываете в прозрачность так же, как в научные разработки, - говорит он. - Это ценность, и терять ее неразумно. Я бы мог сохранить пять или шесть миллионов, действуя втемную, но тогда у меня этой ценности не будет".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях