The Japan Times | 13 января 2004 г.
Красота буддийской и синтоистской скульптуры притягивает душу европейца
Анджела Джеффс
Купив в подарок на Рождество для дочери изумительную эмалированную вазу, украшенную фигуркой какого-то божества, я захотела узнать, кто же изображен на этой вазе. И я направилась в дом Монасмита Байрона, расположенный в токийском районе Синаномати.
Байрон надел крошечные очки в серебряной оправе эпохи Тайсё (1912-1926 годы) и углубился в справочник.
"Это божество Бэндзай-тэн, более известное как Бэнтэн-сама, прообразом которого была индусская богиня Сарасвати. Бэндзай-тэн является единственным женским божеством среди Ситифукудзин - семи синтоистских богов удачи. Богиня воды и музыки, она обычно изображается играющей на лютне "бива", как и на этой вазе", - сказал он.
Я знала, что пришла к одному из наиболее компетентных экспертов.
Когда я пришла к Байрону еще раз, но уже в качестве журналистки, чтобы поговорить с ним более подробно, он фотографировал черный лаковый "дзуси" - вертикальный двустворчатый ларец, куда обычно помещают буддийские изваяния, готовясь продать его на интернет-аукционе eBay. Поскольку на набирающем силу виртуальном рынке хорошая фотография означает выгодную продажу, Байрон старательно делал снимки старинного предмета с различных углов. Кроме того, его комментарий к выставляемому на аукцион лоту написан безупречно красиво.
Хотя Байрон и не называет себя профессиональным дилером по сбыту японского антиквариата, в этом направлении он продвигается весьма быстро.
"Я начал собирать японскую буддийскую скульптуру шесть лет назад, когда переехал в этот дом. Одна из моих знакомых проявила особый интерес к статуэтке Якуси Нёрай (Будды врачевания), и я согласился продать ей эту фигурку. Так начался мой бизнес".
Будучи самым младшим из шести детей в семье школьных учителей, Байрон вырос в маленьком сельском городке в восточном Колорадо. Не сдав вступительный экзамен по химии в Гарвардском университете, Байрон расстался с мечтой стать врачом.
"Я подумал, что курс китайской истории выглядит весьма привлекательно. В итоге это привело меня к изучению истории Японии", - говорит он.
Получив степень бакалавра истории, осенью 1987 года Байрон приехал в Токио. "Я только хотел увидеть места, о которых много читал", - говорит он.
Около года Барон работал в редакции одной из газет, а затем уехал в Париж, где изучал технику игры на органе и клавесине.
"В 1996 году я вернулся в Токио, работал внештатным корреспондентом в нескольких газетах и одновременно посещал курс магистратуры факультета восточных исследований университета Дзёти. Большая часть моей внештатной работы приходилась на лето, остальное время я посвящал фундаментальному изучению японского буддизма и изобразительного искусства".
И действительно, бизнес Байрона продвигается успешно благодаря его знаниям истории буддизма, таланту исследователя, а также мастерству журналиста и фотографа.
"Я начал посещать все барахолки и базары по распродаже антиквариата. Особенно меня привлекала деревянная скульптура. Тогда однажды молодой парень предложил мне пару деревянных львов "сиси" - великолепную работу, выполненную на Окинаве. Я сразу их купил", - рассказывает Байрон.
Изучая буддизм, Байрон старается избегать влияния традиционных религиозных суеверий. В частности, он не боится, что предоставит кров своего дома какому-нибудь злому духу.
"Я далек от антропологии религии и руководствуюсь исключительно эстетическим подходом. Кроме того, меня интересует история создания сложного пантеона божеств японского буддизма, уходящего корнями в индийские религии, затем подвергшегося китайскому и корейскому влиянию и тесно переплетенному с родным для Японии синтоизмом".
Множества каменных фигур выстроились вдоль покрытой мхом тропинки к его традиционному дому.
"Я вырос с любовью к камню. Спрос за рубежом на буддийскую скульптуру из камня весьма ограничен; кроме того, транспортировка стоит очень дорого. Но я не могу не закупать каменную скульптуру, потому что получаю ее от моего лучшего поставщика - молодого дилера из Сидзуоки, который, как ни странно, получает свой товар непосредственно от дорожно-строительных компаний".
Интерьер дома Байрона включает в себя множество экспонатов, мерцающих золотом и лаком. Хозяин с гордостью показывает старые изваяния с остатками древней краски на поверхности и бережно прячет их в темные проемы ларцов "дзуси".
Чтобы осветить свои экспонаты, Байрон пользуется маленькой переносной галогеновой лампой, а иногда даже простой зажигалкой. Поскольку на старые изваяния сильный свет действует губительно, Байрон держит комнаты в темноте. К счастью, он и его четыре кота научились видеть в темноте и различают все нужные предметы.
В этом году Байрон планирует серьезно развернуть свой бизнес, для чего ему необходимо открыть собственный сайт. За последние шесть месяцев, принимая активное участие в интернет-ацукционах eBay, Байрон создал международную сеть клиентуры.
"Моими лучшими клиентами в Европе стала восхитительная голландская пара. Я предлагаю им товар по очень умеренным ценам, что много значит для успеха моего дела за рубежом".
Байрон также наладил поставку своего товара нескольким международным дилерам, которые реализуют товар по ценам, в пять раз превышающим исходные.
"Чтобы занять прочное место на международном рынке антиквариата, цены моего товара должны быть намного ниже тех, которые установлены на интернет-аукционах".
12 небесных стражей Дзюни Нисё (их в коллекции Байрона насчитывается пять полных комплектов) грозно смотрят на вас из каждого угла его дома. Один из этих комплектов, из Намбокутё, датируется периодом Муромати (1338-1573 годы).
"Когда-нибудь кто-то наконец поймет, что группа этих причудливых персонажей является великолепной декоративной композицией: помимо своей ценности как антиквариата, эта композиция с театральной последовательностью передает 12 различных способов ведения диалога".
В качестве рождественского подарка Байрон приобрел для себя статуэтку бодхисаттвы милосердия Каннон высотой 54 см, датируемую эпохой Эдо (1603-1867 годы). "Вещь действительно очень дорогая, но ее всегда можно выгодно продать, если возникнет такая необходимость", - говорит он.
В настоящее время в собрании Байрона насчитывается около 300 шедевров буддийской скульптуры, большинство из которых предназначено для продажи.
Теперь он фотографирует деревянное изваяние божества Тамонтэн, одного из Си Тэнно - четырех небесных царей, защищающих буддийскую страну на северном направлении.
"Он выглядит очень неприятным и грубым. Но вы же понимаете, как нелегко защищать добро от бесконечного вторжения зла!" - поясняет Байрон. Характерно, что страж буддизма установлен на постаменте, имеющем золотой крест, что встречается чрезвычайно редко. "Период Эдо еще называют "кукурэ кириситан" - периодом тайного христианства. Когда в период Эдо начались массовые гонения на христиан, появилось своеобразное христианское искусство: буддийские изображения с христианскими символами. Сейчас я как раз исследую эту традицию".
Собирая коллекцию буддийской скульптуры, Байрон не только сосредотачивается на рыночных ценах и превосходном качестве товара. Его не менее интересуют экспонаты, имеющие материальный след далекой истории, такие, как необычайно выразительная деревянная статуэтка бодхисаттвы Каннон эпохи Хэйан (IX-XI века), нижняя часть которой почти полностью съедена древесным червем.
"Непостоянство мира - одно из главных философских положений буддизма. Японцы с особым чувством воспринимают красоту и неповторимость разрушаемых временем предметов. Естественное разрушение стало положительным принципом буддийской эстетики, поскольку оно свойственно самой жизни".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях