La Stampa | 13 января 2004 г.
Белый дом должен поставить европейские страны перед выбором
Корреспондент
Установить морскую блокаду Северной Кореи, оказывать поддержку иранской оппозиции по схеме, опробованной на польской "Солидарности", объявить ультиматум Сирии, относиться к Саудовской Аравии как к противнику и поставить европейцев перед выбором: быть союзниками Парижа или Вашингтона. Такой план действий "второй фазы" войны с терроризмом предлагают президенту Бушу неоконсерваторы для завершения "победы над злом", начавшейся со свержения афганских талибов и режима Саддама.
Предвыборная кампания набирает обороты, и неоконсерваторы опасаются, что президентская гонка отвлекает Белый дом от войны с терроризмом, начатой в ответ на 11 сентября. Отсюда и решение Ричарда Перла, одного из ближайших сотрудников министра обороны Дональда Рамсфельда, и Дэвида Фрума, автора формулы "ось зла", написать в соавторстве 285-страничный труд, озаглавленный "Со злом покончено", который авторы называют "учебник победы".
В ходе выступления перед конгрессом 29 января 2002 года Буш включил в "ось зла" три государства: Ирак, Иран и Северную Корею. После свержения и захвата Саддама остается разобраться лишь с двумя странами, но иным образом.
В случае с Северной Кореей может быть реализован вариант "воздушной и морской блокады по типу той, что была установлена против Кубы в 1962 году, когда американские войска были отведены от границ и был разработан план нанесения превентивного удара по ядерным установкам". Цель - заставить Пхеньян пойти на полное ядерное разоружение при посредничестве Китая.
В Иране предлагается повторить польский сценарий 80-х годов: полная поддержка внутренней оппозиции, предоставление ей средств связи и денег. "Следует проявить твердость", - пишут Перл и Фрум, упрекая Госдепартамент в чрезмерной застенчивости, будучи абсолютно убежденными в том, что полная и открытая поддержка внутренней оппозиции может привести к краху Исламской Республики.
В отношении Сирии, которая слабее Ирана, меры должны быть более резкими: ультиматум Башару Асаду, с тем чтобы он прекратил любую поддержку боевикам движения "Хезболлах", выдал баасисов, бежавших из Ирака, вывел войска из Ливана и приступил к реализации жестких реформ. Почему Асад должен согласиться с этими условиями? "Его следует убедить в том, что отказ от выполнения условий будет страшнее, чем согласие пойти на эти условия".
За сирийским вопросом идет вопрос о роспуске террористических организаций "Хезболлах" и "Хамас" и "перечисление стран, которые их поддерживают, пусть даже речь идет о Франции".
Жак Ширак в этой книге представляется в образе врага: его планы заключаются в том, чтобы противопоставить Европейский союз Соединенным Штатам. Чтобы препятствовать реализации этих планов, Вашингтон должен просить каждого европейского лидера ясно заявить, на чьей он стороне. Фрум и Перл выдвигают две инициативы: все решения в рамках НАТО должны приниматься военным комитетом, членом которого Париж не является, и поддерживать расширение ЕС, чтобы снизить влияние французов.
Но самая большая угроза исходит от Саудовской Аравии. Отвечая на критику демократов в адрес Буша, которого они осуждают за излишнюю осторожность в отношении Эр-Рияда, авторы предлагают "взять в осаду " монархию: представить доказательства ее причастности к терроризму, наказать саудовцев, оказывающих помощь террористам, даже если они являются членами королевской семьи, вынудить Эр-Рияд прекратить любую финансовую помощь ваххабитским организациям в мире.
Если Эр-Рияд откажется пойти на уступки, Буш должен способствовать отделению богатых нефтяными месторождениями восточных провинций, населенных шиитским меньшинством, лишенным каких-либо прав. Таким образом, с Саудовской Аравией будет покончено.
Либералам, протестующим против нарушения конституционных прав в Америке, Перл и Фрум отвечают планом мероприятий, направленных на дальнейшее ужесточение мер, препятствующих въезду, передвижению и оказанию любого вида помощи террористам. Эти мероприятия должны сопровождаться целым рядом шоковых реформ: ФБР переходит в подчинение от министерства юстиции к министерству внутренней безопасности, смещение с поста директора ЦРУ Джорджа Тенета, эффективное руководство военным бюджетом и учет политического аспекта при назначениях в Госдепартамент, в котором в настоящее время слишком много "голубей".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях