InoPressa: тема дня | 13 января 2011 г.
Польша нагнетает истерию по поводу доклада МАК
Обзор прессы
Варшава категорически отвергла отчет Межгосударственного авиационного комитета, возложившего ответственность за апрельское крушение польского "борта номер 1" под Смоленском на поляков. Спорные выводы расследования вновь обостряют, казалось бы, потеплевшие двусторонние отношения. Между тем реноме Польши в ЕС требует, чтобы Варшаву не считали истеричной противницей России, указывают СМИ.
Россия возложила всю ответственность за авиакатастрофу, в которой в апреле прошлого года под Смоленском погибли президент Польши и еще 95 человек, на польскую сторону, пишет The Wall Street Journal. "Россия утверждает, что главком польских ВВС вошел в кабину самолета в нетрезвом состоянии и потребовал от экипажа совершить посадку в условиях густого тумана", - сообщают корреспонденты Ричард Будро и Марцин Собчик.
Польские официальные лица назвали выводы российского комитета однобокими. В декабре в ответе на предварительный вариант доклада польские власти написали, что записи с борта самолета не доказывают, будто государственные деятели, летевшие этим рейсом, приказали летчикам совершить посадку, а доказательств наличия алкоголя в крови главкома ВВС Россия не предоставила, говорится в статье.
Со своей стороны, российские чиновники утверждают, что экипаж боялся реакции президента Леха Качиньского: если бы самолет ушел на запасной аэродром, президент опаздывал на церемонию исторической важности.
"Официальные лица обеих сторон еще несколько месяцев назад признали, что причиной катастрофы стало решение идти на посадку в неблагоприятных погодных условиях в аэропорту, где имелось лишь самое примитивное навигационное оборудование. Но в Польше, которая в советский период роптала на господство Москвы, ожидали, что Россия в какой-то мере признает общую вину за это решение", - пишут авторы комментария. Однако МАК не выявил никакой вины смоленских авиадиспетчеров и сотрудников аэропорта, отмечает издание, добавляя, что спорные выводы расследования провоцируют напряженность в польско-российских отношениях, которые, казалось, улучшились после всплеска сочувствия россиян к жертвам катастрофы.
Российский комитет, занимающийся расследованием обстоятельств авиакатастрофы польского президентского борта, в целом проигнорировал прошлогодние комментарии Польши по проекту доклада, добавляет Марцин Собчик в блоге The Wall Street Journal. Польский премьер-министр Дональд Туск тогда решительно отверг проект, назвав его "бесспорно неприемлемым": он признал, что польские пилоты не должны были пытаться приземлиться, однако заявил, что следствие обязано проанализировать, какую роль сыграли российские авиадиспетчеры в событиях, приведших к аварии.
Польские следователи направили свои комментарии России 19 декабря, повторив запросы об информации по процедурам и соответствию провинциального и примитивного аэропорта под Смоленском российским стандартам. Запрос не был удовлетворен. Кроме того, из документа за 19 декабря становится ясно, что комитет прекратил отвечать на большую часть запросов Польши о предоставлении информации еще в мае, пишет Собчик.
Согласно обнародованным вчера выводам МАК о причинах гибели самолета, на борту которого находилось руководство Польши, пилоты под "психологическим давлением" и боясь перечить президенту Леху Качиньскому, приняли "неоправданно рискованное решение" приземляться, несмотря на очень плохие метеорологические условия, сообщает своим читателям Corriere della Sera. Ответственность за крушение самолета, таким образом, ложится на польскую сторону, и этот вывод компрометирует "сближение" между Москвой и Варшавой, а также ухудшает политический климат в Польше.
Полковник Эдмунд Клих, представитель Польши в МАК, назвал отчет "неполным". Министр внутренних дел Польши Ежи Миллер не стал спорить с критиками доклада и лишь отметил, что ни одна из сторон не была должным образом подготовлена. Родственники жертв авиакатастрофы называют отчет "скандалом" и требуют выяснить правду, пишет итальянское издание.
12 января польская сторона категорически отвергла выводы российского комиссии, возложившей ответственность за крушение самолета президента Леха Качиньского под Смоленском на поляков, пишет Le Monde. Брат покойного президента Ярослав Качиньский, возглавляющий консервативную оппозицию, назвал доклад "оскорблением для Польши". "Это результат того, что расследование было передано русским. Доклад возлагает всю вину на пилотов и Польшу без доказательств. Многие вопросы остаются без ответа", - цитирует издание слова польского политика.
Премьер-министр Польши Дональд Туск, прервавший отпуск для обсуждения доклада МАК, назвал сделанные выводы "неприемлемыми". По мнению российской комиссии, присутствие польского президента на борту воздушного судна оказывало чрезмерное давление на экипаж и повлияло на его фатальное решение садиться, несмотря на многочисленные предупреждения о неподходящих метеоусловиях. Кроме того, в докладе отмечаются "серьезные недостатки в организации полета и подготовке членов экипажа", пишет газета.
В Варшаве царит возбуждение, пишет Die Welt. Ярослав Качиньский, брат-близнец погибшего под Смоленском президента Леха Качиньского, назвал доклад МАК "издевательством над Польшей" и подверг критике действия правительства, которое якобы упустило возможность взять дело в свои руки и сделать обстоятельства трагедии предметом международного расследования.
В ходе пресс-конференции в Москве глава МАК Татьяна Адонина хоть и признала неисправность огней на взлетно-посадочной полосе в Смоленске, но подчеркнула, что это никак не повлияло на трагических исход событий. Новой в российской версии стала информация о том, что в крови главкома польских ВВС Анджея Бласика, который находился перед крушением в кабине пилотов, был обнаружен алкоголь в концентрации 0,6 промилле, сообщает издание.
Как заявил перед журналистами министр внутренних дел Польши Ежи Миллер, формально возглавляющий комиссию по расследованию: "Мы не ставим под сомнение упреки [российской стороны] к польской стороне - мы бы выдвинули аналогичные упреки. Но для этого полета обе стороны были подготовлены недостаточно". В правительственных кругах линия Варшавы определяется таким образом: "Мы хотим узнать всю правду о катастрофе, включая то, что может быть болезненно для нас. Русские же хотят разъяснения, которое создает как можно меньше проблем".
После опубликования окончательного доклада о причинах авиакатастрофы, в которой погиб польский президент, отношения между Польшей и Россией вновь стали напряженными, утверждает The Financial Times. "В докладе, опубликованном в среду, вина за катастрофу недвусмысленно возлагается на польских пилотов", - пишет Ян Чински. Ссора из-за доклада может повернуть вспять примирение России и Польши, но стороны постараются не допустить разрыва отношений, прогнозирует журналист. По его мнению, Москва стала теплее относиться к Польше, чтобы упрочить связи с Евросоюзом. Реноме Польши в ЕС также требует, чтобы Варшаву не считали истеричной противницей России.
"Польская сторона признает, что в значительной мере виноваты пилоты, но хочет учесть и любые возможные ошибки авиадиспетчеров. Польша также утверждает, что российские диспетчеры имели право запретить посадку самолета", - говорится в комментарии британской газеты.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях