Статьи по дате

The Independent | 13 июля 2001 г.

Россия спешит поднять ?Курск?

Патрик Кокберн

Глубоководные водолазы отправляются на работы в Баренцевом море, чтобы начать спорную, оперативно организованную операцию по поднятию гигантской российской атомной подлодки ?Курск?, которая затонула одиннадцать месяцев назад, и из членов экипажа которой никому не удалось выжить.

Международная команда британских, российских, норвежских и голландских спасателей на борту корабля ?Майо?, плывущего из Абердина, сначала расчистит корпус корабля и проделает в нем отверстия, чтобы прикрепить тросы. Затем цепные пилы, управляемые роботами, отрежут искореженную носовую часть ?Курска?, где могут находиться неразорвавшиеся торпеды. В течение двух месяцев кормовая часть субмарины, где находятся тела 118 членов экипажа, будет поднята на двадцати лебедках и подготовлена для транспортировки в порт.

Эта операция готовилась впопыхах. В мае Россия отказалась от услуг международных спасательных команд, с которыми она вела переговоры, поскольку они считали, что поднимать ?Курск? в текущем году слишком опасно. Консорциум хотел ждать до лета 2002 г. Российский министр Илья Клебанов, отвечающий за проведение этой операции, заявил: ?Мы не можем на это согласиться?.

Россия спешит по очень простой причине. ?Причина номер один - в прошлом году Путин обещал семьям членов экипажа поднять ?Курск?. Теперь он не может отступить?, - сказал Юрий Гладкевич, представитель военного информационного агентства АВН.

По собственному признанию президента его отказ прервать черноморский отпуск в течение нескольких дней после аварии на ?Курске? является самой большой ошибкой, совершенной им за все время пребывания у власти. ?В тот момент его популярность снизилась. Это была естественная человеческая реакция на проявленное им безразличие. Когда он и его имиджмейкеры осознали, какой ущерб они наносят сами себе, они начали делать лихорадочные обещания, в том числе обещание поднять подводную лодку?, - считает Андрей Пионтковский из ?Центра стратегических исследований?.

Российские ВМФ хотят гарантировать, что никто не получит возможность заглянуть внутрь ?Курска? и в частности увидеть крылатые ракеты ?Гранит?, которые могут оставаться в исправном состоянии. ?Безопасность важна, но есть более дешевые методы ее обеспечения. Нужно лишь установить надводный патруль, который не подпускал бы к лодке посторонних?, - заявил Гладкевич.

Потеря подлодки весом в 14 000 тонн в августе прошлого года стала катастрофой не только для Путина. Она мгновенно превратилась в фарс, показавший, насколько дезорганизована и некомпетентна российская армия. МВФ не мог определить, остался ли кто-нибудь в живых на борту. Полный список членов экипажа был обнародован лишь после того, как газета ?Комсомольская правда? получила его за взятку у одного офицера флота.

После того, как десяток иностранных водолазов, в основном из британских и норвежских компаний, получили разрешение на погружение, они смогли открыть люк за час - российским спасателям не удавалось сделать это в течение недели.

На этот раз, несмотря на давление Кремля, требующего действовать быстро, пока не ухудшились погодные условия, российский флот попытается не опозориться. В отличие от прошлого года ВМФ с самого начала будет пользоваться помощью иностранных специалистов, приобретших опыт при работе с глубоководными нефтяными месторождениями. Но в мае, после того, как Россия отказалась от услуг консорциума, готовившегося выполнить эту задачу, стало ясно, насколько силен политический императив поднять ?Курск?.

Члены консорциума ?Heerema?, ?Smit International? и ?Halliburton? обнародовали заявление, объяснив, почему им не удалось договориться с Москвой. ?Компании не намерены создавать угрозу для безопасности своих членов экипажа и оборудования, а также для затонувшего судна и окружающей среды, стремясь во что бы то ни стало провести операцию в текущем году?.

Но Россия решила провести операцию в этом году. 18 мая она подписала контракт стоимостью в $80 млн. с голландской грузоподъемной компанией ?Mammoet and Smit International?, входившей в состав консорциума.

На этот раз российское правительство предоставляет много информации, но оно явно нервничает. Виктор Литовкин, военный эксперт ?Общей газеты? сказал: ?Такого еще никто не делал. США пытались поднять советскую субмарину, затонувшую в Тихом океане, но им это не удалось?.

Никто не знает, в каком состоянии находятся два атомных двигателя, расположенных в кормовой части подлодки, ракеты и торпеды, размещенные в носовой части. Никто не знает, что случится, если они придут в движение. Это - одна из причин, почему было решено отрезать носовую часть и оставить ее на дне. Евгений Велихов, ведущий российский ученый-ядерщик считает, что все плохое, что могло произойти в ?Курском?, уже произошло. ?Если при взрыве с ядерным реактором ничего не случилось, я надеюсь, что ничего не случится и при поднятии подводной лодки, хотя проблем, конечно, много?.

По всей видимости, не удастся получить ответ на вопрос, почему на борту ?Курска? произошел взрыв. Через несколько минут произошел второй взрыв, искореживший носовую часть лодки. Второй взрыв, по всей видимости, произошел после того, как загорелось топливо в торпеде. Боеголовка взорвалась, началась цепная реакция, приведшая к взрывам других торпед или ракет. Но причина пожара, если таковой имел место, и первого взрыва, скорее всего, останутся предметом рассуждений. ?Если там проводились опасные испытания, власти, скорее всего, уже о них знают, но будут хранить в секрете?, - сказал Гладкевич.

Источник: The Independent


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru