Frankfurter Allgemeine | 13 июля 2006 г.
Четыре цели в Санкт-Петербурге
Жак Ширак
На первом саммите "большой восьмерки", который пройдет под председательством России в Санкт-Петербурге и откроется 15 июля, я буду руководствоваться четырьмя целями. С одной стороны, это мобилизация богатых и развивающихся стран для борьбы с изменением климата и, с другой стороны, их убежденность в срочной необходимости создания новых инструментов финансирования для борьбы с бедностью и пандемиями. Далее следует поддержка Африки, которая пытается встать на ноги, и, наконец, борьба с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения - в частности, путем прояснения ситуации в Иране и Северной Корее. Я убежден, что мы наилучшим образом воспользуемся шансами, которые дает нам глобализация, и этим исключительным периодом роста мировой экономики, каковой изменит судьбу человечества, которое при этом справится со всеми неприемлемыми социальными и экологическими последствиями этих явлений.
С точки зрения Франции право на существование G8, неформальной организации, созданной для диалога и инициатив, основано на совместной выработке ответов на общие вызовы. Методы работы G8, базирующиеся на личных контактах политиков, ставят своей целью поиск согласия при разделении ответственности. По этой причине G8 открыта для таких развивающихся стран, как Индия, Китай, Бразилия или Мексика, без которых невозможно обсуждение ни одного важного вопроса мирового значения, а также для представителей бедных стран.
Энергия не может быть политическим инструментом. На нынешнем витке быстрой экономической экспансии мы с целью дальнейшего развития должны ввести тему энергии в рамки всемирного партнерства. Ведь если мы ничего не предпримем, рост потребления ископаемого горючего будет иметь разрушительные последствия для окружающей среды и климата.
Мне хотелось бы, чтобы в Санкт-Петербурге мы приняли меры по улучшению состояния рынков нефти и газа в целях содействия диалогу между производителями, потребителями, а также транзитными странами, для ускорения перехода к постнефтяной эре, а также в целях помощи развивающимся странам, чтобы они встали на путь экологически ответственного развития.
Мы должны дать новый мощный импульс развитию возобновляемых и альтернативных источников энергии - в частности, атомной энергетике при выработке четких гарантий по безопасности и нераспространению ядерных технологий - а также энергосберегающим технологиям. Каждая из наших стран до конца этого года должна поставить перед собой в этой области честолюбивые национальные цели.
Глобальная угроза требует общемирового ответа. Проблему потепления климата невозможно решать в одиночку или путем все большего количества односторонних и беспредметных заявлений. Меня беспокоит ослабление международной системы по борьбе с изменением климата. Мы должны сменить курс. Особая ответственность лежит на семи странах "большой восьмерки", которые присоединились к Киотскому протоколу. Они должны подать хороший пример, соблюдая свои обязательства, как делают Европа и Франция. Они должны указать путь на период после 2012 года. Мы хотим такого соглашения, которое могло бы предотвратить угрозу для человечества; соглашения, которое было бы обязательным для всех государств "большой восьмерки" - в частности, для Соединенных Штатов - и, в соответствующей степени, для развивающихся стран.
Экологический кризис, в котором мы пребываем, требует общемировых эффективных и скоординированных ответов. Я попрошу своих коллег активно выступить за создание организации по проблемам экологии в рамках ООН.
Каждый год СПИД, туберкулез и малярия уносят более 5 млн человеческих жизней - в основном, в Африке - на них же лежит ответственность за сотни тысяч сирот, прозябающих в нищете. Мы можем победить эти болезни. "Большая восьмерка" обязана это сделать. Она должна сдержать свои обещания и обеспечить к 2010 году доступ всем больным к эффективным средствам лечения СПИДа, выполнить соглашения ВТО по дженерикам (непатентованным версиям лекарств. - Прим. ред.), способствовать финансированию глобального фонда против трех пандемий, в который Франция в 2007 году внесет 300 млн евро.
Для борьбы с бедностью мы нуждаемся в новых финансовых средствах, источники которых лежат в исключительном приросте мирового богатства. Вместе с другими странами Франция выбрала этот путь, введя налог солидарности на авиабилеты, который через организацию Unitaid будет направлен на закупку медикаментов. Это первый шаг. Дальнейшие шаги должны быть направлены, например, на финансирование всеобщего доступа к образованию - задача, имеющая мировой приоритет. Я хочу убедить глав государств и правительств, которые соберутся в Санкт-Петербурге, в том, насколько эта задача современна и полезна.
Борьба с пандемиями предполагает укрепление систем здравоохранения в странах Юга. В Европе страхование на случай болезни было введено сто лет назад, хотя тогдашние доходы населения были сравнимы с сегодняшним уровнем в Африке. Это было решающим фактором социального и экономического прогресса. Поэтому в Санкт-Петербурге я выступлю с инициативой по созданию подобных систем в бедных странах.
Миру по-прежнему угрожает птичий грипп. Чтобы предотвратить пандемию среди людей и, в случае необходимости, иметь возможность отреагировать на нее, мы должны интенсифицировать наши усилия путем укрепления санитарного контроля и ускорения процесса выделения двух миллиардов долларов, обещанных мировой общественностью.
В Санкт-Петербурге я, как и прежде, укажу на необходимость партнерства с Африкой. Ситуация меняется: заметны ее успехи в области мира, демократии, роста экономики, ежегодный уровень которого сейчас превышает 5%. Солидарность с Африкой - это моральный долг. Для Европы, как и для остального мира, ввиду нынешнего демографического развития это оправданный интерес. Чтобы молодые люди в Африке были уверены в достойном будущем, надо понять, что сила и экстремизм - это не выход. Они должны иметь альтернативу вынужденной эмиграции. Это цель евро-африканского партнерства, начало которому было положено на этой неделе на совещании в Рабате, которое собралось, чтобы вместе решать вопросы, касающиеся всех нас.
Кроме того, саммит займется центральными вопросами безопасности. Ядерные амбиции Ирана дают нам повод для беспокойства. При поддержке России, Соединенных Штатов и Китая Европа выбрала путь дипломатии. Мы сделали Ирану щедрое предложение, которое признает его право на использовании ядерной энергии в мирных целях при условии, что страна берет на себя обязательства по нераспространению ядерных технологий. Мне хотелось бы, чтобы действующие политики в Ираке не отворачивались от протянутой им руки - во благо мира и стабильности во всем мире, а также во благо Ирана. "Большая восьмерка" направит им из Санкт-Петербурга сигнал о своем единстве и решимости.
Наконец, я придаю большое значение символическому характеру этого первого саммита G8 под председательством России, так как это результат процесса, инициированного в 1996 году по предложению Франции. Принять приглашение президента Путина - значит отказаться от устаревшей логики холодной войны, чтобы совместными усилиями строить мирное будущее всего мира. Это значит признать пройденный Россией путь и принадлежность этой страны к Европе. Проведение саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге также возлагает ответственность и обязательства на Россию; ведь общее будущее требует признания общих ценностей: демократии, принципов правового государства, прав человека, свобод - то есть всего, что способствует развитию человека и уважению его достоинства.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях