Corriere della Sera | 13 июля 2007 г.
Буш: "Прогресс в Ираке, мы остаемся. Теперь начинается идеологический конфликт"
Эннио Каретто
Публикация предварительного доклада Белого дома по Ираку и возмущение многочисленных республиканцев могли бы на этой неделе привести к завершению войны. Но ни у кого не вызывает сомнений, что президент Буш постарается оттянуть это событие до момента истечения срока его полномочий в январе 2009 года и что он попытается продлить пребывание десятков тысяч солдат в Багдаде, по модели Южной Кореи. В ходе пресс-конференции, на которой журналисты обвинили его в "отрицании реальности" и "создании условий для прихода "Аль-Каиды" в Ирак", Буш пригрозил наложить вето на любой законопроект о выводе американских войск - вето, которое демократы не смогут преодолеть, потому что у них нет большинства в две трети голосов в конгрессе. Но за этим незамедлительно последовал ответ оппозиции: 223 голосами против 201 Палата депутатов приняла закон о начале вывода войск из Ирака в течение 120 дней и завершении вывода до 1 апреля 2008 года. Демонстрация силы может повториться в Сенате, и это лишь усилит трудности президента, который не исключил возможности активизировать конфликт, когда генерал Дэвид Петрэус и посол Райан Крокер представят в сентябре заключительный доклад. Буш пошел лишь на одну уступки критикам: он направит в августе на Ближний Восток госсекретаря Райс и министра обороны Роберта Гейтса. Но это в большей степени видимая, нежели реальная уступка.
Доклад, на котором настаивал сенатор-республиканец Джон Уорнер, представил двойное видение иракского кризиса: из 18 "шагов вперед", совершения которых потребовал конгресс от Буша и от иракского премьера Малики, 8 удостоились оценки "удовлетворительно", 8 - "неудовлетворительно" и 2 было трудно оценить. Были отмечены хорошие результаты в военной сфере и безопасности, в частности в Багдаде и в провинции Анбар, и в местной политике, но не в плане национального примирения и избирательных реформ, распределения доходов от нефти и разоружения милиционных формирований. В конгрессе этот доклад был встречен с пессимизмом. Но Буш сказал, что он настроен оптимистично. Соглашаясь с тем, что ситуация "очень сложная и крайне трудная", президент заявил, что "военные успехи приведут к успехам политическим", и вновь заявил о своем доверии Малики. Делая акцент на трех пунктах, что "поспешный вывод войск из Багдада приведет к катастрофе на Ближнем Востоке", что враг "тот же, что был и 11 сентября" и что "мы не можем предать наших солдат на фронте", президент предупредил, что "это начало глобального идеологического конфликта", в котором на кону - судьба Америки.
Буш предстал на пресс-конференции с минимальным рейтингом своей популярности, 29% согласно опросам. Он очень агрессивно заявил: "Дебаты идут не по выводу войск, а по тому вопросу, можно ли победить или нет. Я верю, что можно". И еще: "Народ устал, но ни один американец, ни один республиканец не хочет вручить Багдад в руки "Аль-Каиды". Конгресс ожидает сентябрьский доклад, продолжил Буш, "пока у него лишь право финансировать войска". Напрасно журналист говорил о том, что президент проигнорировал предупреждение ЦРУ в ноябре прошлого года о том, что "недееспособность правительства Малики необратима". Другой журналист упрекнул его за то, что президент недооценил проблемы послевоенного периода. "В сентябре у нас будет более ясная версия", - отметил Буш, испытывавший все большее раздражение. Он заявил, напомнив о том, что является "главнокомандующим": "Я буду соблюдать все обязательства перед нашими солдатами, их семьями, иракским народом". Буш сухо опроверг выводы, сделанные в докладе Национального центра по борьбе с терроризмом, и заявил, что "Аль-Каида" не усилилась, мы ее ослабили".
Демократы, вознамерившиеся мобилизовать республиканских диссидентов против войны, отреагировали на выступление президента очень сдержанно, за исключением сенатора Джо Бидена, который сравнил президента с "тем, кто падает с небоскреба и на полпути заявляет, что все идет хорошо". Лидер Сената Хэрри Рейд призвал Буша "признать собственное поражение, сменить курс в Ираке и сконцентрироваться на войне с "Аль-Каидой". Ему вторили лидеры президентской гонки, бывшая первая леди Хиллари Клинтон и чернокожий сенатор Барак Обама, по словам которого поэтапный и организованный вывод войск должен сопровождаться "дипломатической инициативой по стабилизации Ирака и региона".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях