The New Yorker | 13 июля 2011 г.
Мертвые души
Юлия Иоффе
В минувшие выходные актер Крис Нот, известный россиянам как мистер Биг из "Секса в большом городе", приехал в Москву, полагая, что едет на благотворительный концерт в пользу детской больницы, пишет в блоге на сайте The New Yorker журналистка Юлия Иоффе. "Вместо этого он угодил в самую гущу одного из крупнейших и самых странных скандалов последнего времени", - утверждает автор.
На вопрос, знает ли он, что вышло с прошлогодним гала-концертом в поддержку этой благотоворительной организации, Нот ответил: "Нет, расскажите мне". Автор напоминает, как Путин исполнил со сцены "Blueberry Hill", поразив зрителей, в том числе западных знаменитостей. Мероприятие было организовано фондом "Федерация", о котором до концерта почти никто не слышал. Затем российские журналисты обнаружили, что, судя по всему, на момент выступления Путина на концерте фонд даже не был официально зарегистрирован. "Фонд, по-видимому, был как-то связан с человеком по имени Владимир Владимирович Киселев, однако было трудно понять, какое в точности отношение Киселев имел к фонду. С одной стороны, он уверял, что является всего лишь членом совета фонда; с другой стороны, он уверял, что покрывает большую часть доходов в одиночку, "из моей тумбочки", - говорится в статье.
Поговаривали, что Киселев - старый друг Путина. "Киселев категорично отрицал, что они вообще знакомы. Одновременно пресс-секретарь Путина подтвердил факт их знакомства", - говорится в статье. По данным автора, Киселев "работал над кампанией за переизбрание мэра Анатолия Собчака в 1996 году", а руководил кампанией Путин.
3 марта женщина по имени Ольга Кузнецова написала открытое письмо, перепечатанное несколькими российскими изданиями, в котором говорилось, что Шэрон Стоун навестила в больнице номер 31 Лизу, тяжело больную дочь Кузнецовой, "но никакие деньги ни до Лизы, ни до больницы не дошли". Главврач больницы Анатолий Рывкин разъяснил, что Лизе ничего не обещали, но больница получила оборудование на 4,5 млн долларов. Однако неясно, когда именно поступили деньги на покупку оборудования - до или после скандала, вызванного письмом Кузнецовой, пишет автор статьи. "Кроме того, это была вся собранная сумма или нет? Киселев уверял, что ни копейки денег вообще не собрали, но, по словам некого гостя декабрьского мероприятия, место рядом с знаменитостью обходилось в миллион долларов", - пишет автор.
Этим летом в Москве появились афиши нового благотворительного концерта "Федерации" со столь же впечатляющим списком участников. "Несмотря на роскошную рекламную кампанию, билетов на мероприятие не существовало: чтобы посетить его, гости должны были пожертвовать больницам медицинское оборудование на сто тысяч долларов. Сделали ли они это? Киселев не отвечает. Но, по данным New York Times, только в двух больницах, упомянутых на сайте "Федерации", сказали, что знают о фонде. Телефон, указанный на рекламных щитах, не отвечал. О месте концерта не объявлялось", - говорится в статье.
Как бы то ни было, на недавнем концерте на столиках лежали пакеты с документами и ведомостями, доказывающими законность деятельности фонда, отмечает Иоффе. В пакет также были включены два благодарственных письма от больниц, получивших от него помощь, "и, разумеется, фото, где Путин и Шэрон Стоун держатся за руки".
"О самом концерте я распространяться не буду: скажу лишь, что это была комедия штампов и ошибок, что многие столики пустовали, что за некоторыми столиками сидели пожилые родители сотрудников МВД, что Вуди Аллен выступил со своей группой, не сказав ни слова", - пишет автор.
На взгляд Иоффе, эта история смахивает на римейк "Мертвых душ": в городе появляется неизвестный и швыряется деньгами, потом его разоблачают, и он отказывается от своей затеи обменять один нематериальный объект (мертвые души) на другой нематериальный объект (социальный статус).
"Дня за два до концерта я говорила с бывшим коллегой Киселева. Они оба участвовали - правда, роль Киселева неясна - в организации концерта Мадонны в Москве в рамках ее скандального тура 2006 года", - сообщает Иоффе. "Он врывался, требовал того-сего, а если ему отказывали, вопил: "Вы знаете, кто я? Я друг Владимира Владимировича! Разумеется, никто не стал бы звонить и проверять эти слова", - сказал источник о Киселеве.
"Итак, Киселев живет, эксплуатируя еще один ключевой элемент путинской вертикали власти: информация движется лишь в одну сторону: сверху вниз. Нет реальных способов задать верхам конкретный вопрос. А вдруг ты ошибаешься, а вдруг с тебя за это снимут голову?" - говорится в статье. "Потому-то Киселев проявляет такую ненависть к российским журналистам: они ставят вопросы о его прошлом и его мотивах", - заключает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях