Financial Times | 13 июня 2001 г.
Расплывчатые цели НАТО
Уильям Уоллейс
НАТО "олицетворяет собой жизненно важное партнерство между Европой и Северной Америкой", - говорилось в заявлении стран НАТО, принятом в 1999 году по случаю 50-й годовщины со дня образования альянса. Президент Джордж Буш - как и многие его предшественники - несомненно воспользуется своим первым визитом в Европу, чтобы осуществить переоценку транстлантического партнерства.
В годы холодной войны у НАТО не было проблем с определением целей атлантического альянса, в рамках которого поддерживались также экономические отношения между ЕС и США. Спустя десять лет после развала СССР намного труднее определить, для чего нужна НАТО.
Советники Буша столкнулись с парадоксом: НАТО по-прежнему играет ключевую роль в обеспечении безопасности США и усилении их роли в качестве сверхдержавы, однако сейчас Европа менее важна для США в плане обеспечения безопасности, чем Азия или Ближний Восток. Европейские правительства обеспокоены более мелкими проблемами безопасности, связанными с восстановлением ослабленных государств - в Европе и, в потенциале, в Африке - для решения которых ограниченное применение военной силы должно подкрепляться оказанием экономической помощи. Некоторые члены команды Буша не склонны держаться в дипломатических рамках и хотят, чтобы США дали ясно понять своим союзникам по НАТО, что их роль - подчиняться США и разделять с ними ответственность за решение глобальных проблем.
С приходом к власти в США новой администрации ключевое место в трансатлантических отношениях занимает вопрос о ПРО. Однако есть и другие важные проблемы в деятельности НАТО, которые будут затронуты на этой неделе. Главный из них: следует ли постепенно превращать НАТО в европейскую организацию по поддержанию региональной безопасности, которая сосредоточилась бы на урегулировании кризисных ситуаций, партнерстве и сотрудничестве с бывшими коммунистическими странами, или использовать ее для обеспечения западной гегемонии в Евразии и других регионах, как того хотят геополитики в Вашингтоне.
Расширение НАТО и дальнейшие отношения с Россией тесно связаны с решением этого вопроса. Европейские правительства предпочитают подходить к вопросу расширения НАТО деликатно - как к расширению ЕС - и при условии тесного партнерства с Россией в вопросах безопасности. Многие в Вашингтоне хотят, чтобы этот процесс шел быстрее, в то же время не соглашаясь с тем, что расширенная НАТО будет уже совершенно другой организацией, новые члены которой, скорее всего, сосредоточатся, в основном, на решении региональных проблем.
В американских дискуссиях с Россией по вопросу о ПРО европейские правительства сейчас больше всего волнует вопрос, сможет ли администрация США заверить Москву в своем стремлении действовать в рамках международных договоренностей, вместо того чтобы укрепить подозрения российских лидеров в том, что Россию намеренно ставят в невыгодное положение. В пятницу Буш выступит в Варшаве перед аудиторией, которая ожидает от него принятия в НАТО других бывших стран коммунистического блока. В субботу он встречается в Любляне с президентом Владимиром Путиным. Ему будет нелегко угодить и тем, и другим.
Результатом саммита НАТО, который прошел в 1999 году, стало появление "Defence Capabilities Initiative", призванной заставить европейские правительства тратить свои военные бюджеты не на подготовку большого числа призывников, а на инвестиции в области информационных и коммуникационных технологий, а также создание высокоточного оружия и средств доставки большой дальности. Европейские правительства ответили на это своими планами создания к 2003 году 15 бригад быстрого развертывания.
Пока нет никаких признаков, что какая-то из этих целей будет достигнута. Расходы на оборону в большинстве европейских стран до сих пор сокращаются; необходимые распоряжения о создании оружия и средств доставки отсутствуют. Теперь некоторые в Европе намекают, что США, военный бюджет которых вдвое превышает расходы на оборону всех их союзников вместе взятых, слишком много тратят на оборону и слишком мало на глобальное развитие и институты. Однако трудно не согласиться с американскими обвинениями в том, что европейские страны выделяют на оборону слишком мало, а значительную часть средств тратят на собственные оборонительные структуры.
Неспособность Европы добиться осуществления собственных планов или модернизировать вооружения и системы связи усилит скептицизм Вашингтона по поводу вклада европейских союзников в поддержание глобальной и региональной безопасности. Европейские лидеры, желающие, чтобы Буш прислушался к их мнению по поводу ПРО, политики в отношении израильско-палестинского конфликта, Ирака, Ирана и даже, возможно, Кореи и Китая, смогут скорее добиться этой цели, если уделят большее внимание многосторонним оборонным инициативам. Прежде всего, европейские правительства считают основной целью НАТО американское присутствие в Европе, которое по-прежнему является гарантией безопасности в регионе.
Это присутствие, вероятно, будет невозможно сохранить, если европейские союзники более наглядно не продемонстрируют своей способности создать в рамках НАТО свои собственные эффективные оборонительные силы.
Автор, Уильям Уоллэйс, преподает международные отношения в Лондонской школе экономики.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях