Financial Times | 13 июня 2006 г.
Перечисление факторов риска в преддверии IPO должно успокоить инвесторов
Джоанна Чанг и Аркадий Островский
Вчера вызывающее массу разногласий первичное размещение акций "Роснефти" на шаг приблизилось к реальности, и люди, работающие над этим IPO, пообещали, что в сопроводительной документации приоритетное освещение получат тревоги инвесторов по поводу потенциальных правовых рисков и рисков, связанных с корпоративным управлением.
Один из крупнейших вопросов - приобретение "Юганснефтегаза", главного актива "Роснефти", у ЮКОСа при сомнительных обстоятельствах - возглавит список "факторов риска" в проспекте компании, заявил источник, видевший его черновик.
"Предполагаемо противоречивый материал выдвинут на первый план. Его не прячут", - сообщил он.
Однако банкиры, которые намерены уже к середине июля провести IPO на 10 млрд долларов, обещающее стать одним из крупнейших в мире, сталкиваются с новыми трудностями, стремясь успокоить широко распространенные мрачные настроения.
Несколько инвестиционных институтов в Соединенном Королевстве, включая F&C Asset Management, заявили, что вряд ли примут участие в IPO, если не получат адекватных гарантий защищенности от долгового преследования по следам приобретения "Юганскнефтегаза". Эта компания была приобретена в ходе принудительного аукциона у нефтяного концерна ЮКОС, созданного сидящим ныне в тюрьме российским олигархом Михаилом Ходорковским.
Ричард Сигал, главный стратег Argonaftis Capital Management, заявил: "Есть вероятность того, что возникнет напряжение, ибо они пытаются собрать очень много денег, в то время как настроения царят плохие и сделка окружена массой противоречий. Есть множество сомнений по поводу того, как был установлен контроль над имуществом ЮКОСа. Многие люди не хотят быть к этому причастными".
"Роснефть" от комментариев отказалась. Однако источники, знакомые с деталями дела, сообщили, что в последние восемь месяцев институциональные инвесторы проявляли сильный и последовательный интерес к IPO компании.
Превращение "Роснефти" в одну из крупнейших в России компаний - это свежий пример перераспределения активов от частных владельцев в пользу Кремля. "Роснефть" возглавляет Игорь Сечин, скрытный заместитель главы кремлевской администрации, который, как предполагается, стоял за атакой на Ходорковского. Последний будет следить за продажей акций "Роснефти" из сибирской колонии, где он отбывает 8-летний срок по приговору суда.
Недавно налоговая претензия к "Юганску" на сумму 4,7 млрд долларов была сокращена на 4 млрд долларов, и наблюдатели отметили, что это стало однозначной иллюстрацией политически мотивированного и произвольного применения закона в России.
Некоторые инвесторы говорят, что отложили принятие окончательного решения. "Мы испытываем беспокойство, но мы были бы дураками, если бы не стали встречаться с представителями компании, чтобы узнать, что они могут нам сказать. Даже если у нас останутся сомнения, мы будем покупать акции, если они будут достаточно дешевы. Вопрос в том, будет ли цена достаточно низкой", - заметил один инвестор.
Другой инвестор, занимающийся российскими ценными бумагами, указал: "Я думаю, мы хотим получить свой кусок. Это очень крупный вопрос и ценный актив. Однако решение будет зависеть в основном от стоимости акций по сравнению с другими нефтяными активами на рынке, и от того, каким будет рынок в то время".
Время IPO, которое, вероятно, совпадет с саммитом G8 в середине июля в Санкт-Петербурге, где будет председательствовать российский президент Владимир Путин, может придать "Роснефти" столь необходимую легитимность в глазах инвесторов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях