The Christian Science Monitor | 13 марта 2002 г.
Россия пересматривает свою поддержку Ираку
Скотт Питерсон
Когда бы Вашингтон ни обращал свой взор в сторону Багдада, иракский диктатор Саддам Хусейн всегда знал, что он может рассчитывать на поддержку Москвы.
К примеру, перед началом американских бомбардировок во время войны в Персидском заливе в 1991 году занимавший в то время должность министра иностранных дел СССР Евгений Примаков провел встречу с Хусейном в его президентском дворце. Затем, несколько месяцев спустя, уже в разгар американской военной кампании, Примаков предпринял рискованную поездку в Багдад, чтобы помочь Саддаму найти выход из создавшейся ситуации без потери лица.
Однако теперь, несмотря на продолжающуюся российскую поддержку Ирака - Россия, как обычно, поддерживает Ирак в Совете безопасности, а во время американо-иракских кризисов 1997 и 1998 годов она выполняла роль посредника - позиция Кремля ощутимо меняется.
В то время как вчера вице-президент США Дик Чейни отправился в непростую поездку по Ближнему Востоку, стараясь заручиться поддержкой решения США расширить фронт войны с терроризмом и свергнуть иракского лидера Саддама Хусейна, Кремль, по мнению экспертов, пересматривает свои приоритеты и старается по максимуму использовать имеющиеся возможности для возврата миллиардных долгов и заключения нефтяных сделок.
Это объясняется в равной степени как развитием американо-российских отношений - и не всегда популярной прозападной стратегией Путина - так и тем, что Москва была в последнее время недовольна Багдадом. "Главная цель Москвы - не допустить, чтобы военная акция против Ирака поставила под угрозу тот уровень, на который вышли отношения между США и Россией", - считает эксперт по России лондонского Международного института стратегических исследований Оксана Антоненко.
"В любом случае, Россия по горло сыта Хусейном, - отмечает Антоненко. - В России считают, что если США всерьез решили провести военную акцию против Ирака, Россия должна действовать в рамках более широкой коалиции".
Главное требование Москвы состоит в том, чтобы долг Ирака в размере 20 млрд. долларов, а также действующие нефтяные и другие контракты остались в силе; чтобы интересы России соблюдались любым новым иракским режимом; и чтобы военная акция, если таковая будет предпринята, по крайней мере была прикрыта фиговым листком международной законности в лице ООН.
Названный президентом Бушем составной частью "оси зла" Ирак вот уже больше 10 лет является объектом жесточайших санкций в современной истории. В 1998 году он выдворил из страны инспекторов ООН и отказывается дать согласие на их возвращение.
До 11 сентября, то есть до начала глобальной американской вооруженной кампании и последующего укрепления американо-российских отношений, Москвы выступала против попыток Вашингтона ужесточить санкции в отношении Ирака.
Однако министр обороны России Сергей Иванов, прибывший в понедельник в Вашингтон с трехдневным визитом, дал ясно понять, что "Багдад должен согласиться на пребывание в Ираке инспекторов по вооружениям под эгидой ООН, чтобы снять обеспокоенность мирового сообщества".
"События 11 сентября действительно стали Рубиконом в стратегии Путина", - считает Строуб Тэлботт, бывший заместитель госсекретаря, в настоящее время возглавляющий йельский Центр изучения проблем глобализации.
Путин воспользовался толерантностью россиян (явившейся результатом этих событий), чтобы укрепить отношения с США на основе общей угрозы.
"Россияне тоже считают Саддама Хусейна опасным, - подчеркнул Тэлботт. - Однако они руководствуются также реальными экономическими интересами".
События 11 сентября изменили стратегические перспективы обеих стран. Хотя Москва не согласна с американским списком стран, входящих в "ось зла" (помимо Ирака, в него входят Иран и Северная Корея), она позволила США создать свои базы в бывших советских республиках Средней Азии для борьбы с Талибаном и "Аль-Каидой".
До 11 сентября Россия считалась одним из главных распространителей технологий создания оружия массового уничтожения, выступала против расширения НАТО и выражала недовольство намерением Вашингтона выйти из ключевых договоров по контролю над вооружениями. После терактов в США Кремль очень сдержанно отреагировал, когда Буш объявил о выходе США из Договора по ПРО.
В обмен на смягчение своей позиции Россия надеялась добиться от США понимания по важным для нее вопросам. Однако для многих россиян - рассматривавших свою войну против чеченских сепаратистов как борьбу против терроризма, перекликающуюся с американской кампанией, и надеявшихся на смягчение критики со стороны США в обмен на поддержку американской кампании - стал неожиданным доклад о соблюдении прав человека, опубликованный в понедельник госдепартаментом США. В нем подчеркивается, что российские войска в Чечне не соблюдают основные права человека. МИД России назвал доклад одиозным, отметив, что "событий 11 сентября словно бы и не было".
"Кремль столько инвестировал в свою проамериканскую, прозападную позицию, что если он выступит против США по таким несущественным вопросам, как Ирак, эти инвестиции окажутся выброшенными на ветер. И ради чего?" - отмечает политический эксперт Фонда Карнеги в Москве Дмитрий Тренин.
"Произошло изменение в российском представлении об американской решимости, - подчеркивает Тренин. - Россияне не испытывают энтузиазма по поводу операции против Ирака, но они понимают, что оппозиция не принесет им дивидендов".
Сейчас, когда на кону 15-20 млрд. долларов - 8 млрд. военного долга советских времен и нефтяные контракты - Россия рассчитывает, что новый режим сможет их вернуть.
"Россияне стали лучше понимать ограниченные рамки своих возможностей, - отмечает Тренин. - Вы сможете получить ваши деньги, если будете идти в ногу с США. И вы ничего не получите, если выступите против них".
Возможно, именно таков план Кремля. "Путин считает, что будущее России - с Западом, -подчеркнул Тэлботт. - Именно у него деньги. И российский президент хорошо осознает необходимость инвестиций и поддержки для создания современной экономики".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях