Le Figaro | 13 марта 2003 г.
В Белграде убит Зоран Джинджич
Изабелль Лассер
Премьер-министр Сербии Зоран Джинджич, сыгравший ключевую роль в падении режима Слободана Милошевича, был убит вчера в Белграде. Вечером того же дня сербское правительство объявило, что в число главарей банды, которую власти обвиняют в этом убийстве, входил бывший командир подразделения полиции. По мнению прессы, в нападении участвовало несколько человек, "по крайней мере трое".
Первое покушение, замаскированное под автомобильную катастрофу, стало предупреждением для Зорана Джинджича. Оно было совершено в прошлом месяце. Второго покушения 50-летний сербский премьер не пережил. Вчера в 12:45 он был убит неизвестными пред зданием Дома правительства в центре Белграда. Две пули ? в грудь и в живот ? оказались смертельными. Как сообщило радио В 92, полиция задержала двух человек. Посчитав, что в результате теракта конституционный строй и безопасность Сербии оказались под угрозой, временно исполняющая обязанность президента страны ввела в Сербии чрезвычайное положение.
Кому перешел дорогу лидер Демократической партии, один из ветеранов сербской политики, человек, обещавший сделать Югославию частью Европы? Как это всегда бывает в Сербии, где местная культура политического убийства не исчезла с уходом Слободана Милошевича, версий много, и все они довольно туманные.
Выступая с речью на следующий день после загадочной автомобильной аварии, чуть не стоившей ему жизни, Зоран Джинджич упомянул о недавно принятых его правительством мерах, призванных покончить с организованной преступностью. "Если некоторые думают, что, устранив меня, можно остановить закон и реформы, то они заблуждаются", ? сказал он тогда. Но мафиозные банды, расцветшие пышным цветом во времена Милошевича, сегодня в Сербии так могущественны, что некоторые даже полагают, что у них больше власти, чем у правительства.
Но сербский премьер-министр, занявший этот пост в январе 2001 года, был костью в горле и у националистов ? фанатиков бывшего режима. Сторонник экономического либерализма, убежденный поборник реформ, он хотел связать свою страну с Западной Европой, порвать с политическим прошлым старой Югославии. В июне 2001 года его прагматизм и политическая смелость способствовали экстрадиции в Гаагу Слободана Милошевича, которую он организовал вопреки сопротивлению своего главного политического соперника ? югославского президента Воислава Коштуницы. Запад приветствовал эту инициативу, но она навлекла на него ненависть сербских националистов.
Уверенный в необходимости сотрудничества с Гаагским международным уголовным трибуналом, Джинджич высказался также за арест и экстрадицию Ратко Младича ? бывшего военного лидера боснийских сербов, обвиненного в геноциде и живущего в Белграде под защитой югославской армии. Как заметил недавно западный дипломат из Institute for War and Peace Report, "ясно, что уголовные и военные преступники в Сербии заодно".
Его неоднократные требования отправить в отставку полицейских начальников и руководителей аппарата госбезопасности, слишком тесно связанных, как он считал, с прежним режимом, равно как и его попытки взять под контроль государственные предприятия, погрязшие в коррупции при Милошевиче, также натыкались на противодействие Коштуницы. Будучи менее популярным, чем его югославский соперник, Джинджич должен был ему подчиняться.
Соперничество между двумя "звездами" югославской политики парализовало экономические и социальные реформы в стране. Убийство премьер-министра произошло также в напряженной политической обстановке: в начале месяца Коштунице пришлось отказаться от своего поста президента Югославии в связи с образованием нового государства ? Сербии-Черногории. В интервью радиостанции В 92 Воислав Коштуница назвал убийство Зорана Джинджича "ужасным". "Это убийство демонстрирует, как мало мы демократизировали общество", ? сказал он.
Новость шокировала и большинство западных руководителей. Шведский министр иностранных дел Анна Линд, которая должна была в тот же день встретиться с Джинджичем в Белграде, отреагировала вчера одной из первых. Теракт против сербского премьер-министра, сказала она, "создает в стране сложную ситуацию". "Джинджич был одним из тех, кто очень много работал над проведением реформ в Сербии. Очень трудно представить себе, что будет происходить теперь".
Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон почтил память "реформатора, который трудился не щадя сил, чтобы привести свою страну и свой регион к демократии и процветанию". "Эта трагедия свидетельствует, ? сказал он, ? что антидемократические силы и экстремизм по прежнему активны в Сербии. Теракт против Джинджича ? это выпад против всех, кто хочет порвать с прошлым". Это плохая новость и для Гаагского трибунала. Для прокуратуры гибель Джинджича, прилагавшего максимум усилий, чтобы "прийти к полному и безоговорочному сотрудничеству между Трибуналом и Сербией, является большой потерей".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях