The Washington Post | 13 марта 2003 г.
Иракские власти продемонстрировали свой беспилотный самолет
Раджив Чандрасекаран
В попытке опровергнуть обвинения США иракское правительство продемонстрировало журналистам свой самый крупный беспилотный самолет, который, по утверждениям американцев, может рассеивать химические и биологические агенты.
Машина выглядела почти самодельным устройством - с деревянными пропеллерами, тряпичными крыльями и звенящим фюзеляжем.
Этот черно-белый самолет (RPV-30A), проходящий испытания в военном исследовательском комплексе к северу от Багдада, смонтирован из деталей другой авиатехники, например, его корпус в форме торпеды переделан из топливного бака более крупного самолета. Крылья из дерева бальсы покрыты тканью, закрепленной полосками алюминиевой фольги. По бокам красной краской выведена от руки надпись "Бог велик".
"Это всего лишь опытный образец", - сообщил директор проекта, бригадир Имад Абдул Латиф.
В обычных обстоятельствах иракское правительство вряд ли пригласило бы в военный исследовательский центр несколько десятков журналистов поглазеть на столь неуклюжую летающую машину. Однако сегодня для них важно именно отсутствие какой бы то ни было утонченности и технологии, достойной мирового внимания.
В докладе, оглашенном в понедельник, инспекторы ООН указали, что Ирак не поставил Организацию Объединенных Наций в известность о наличии у него беспилотных самолетов, как того требуют две резолюции СБ. Администрация Буша ухватилась за этот факт как за аргумент, доказывающий, что Ирак нарушает правила разоружения ООН. Посол США в ООН Джон Негропонте предположил, что этот самолет, вероятно, может преодолевать расстояния, превышающие установленные рамки, а госсекретарь США Колин Пауэлл добавил, что самолет такого типа может использоваться для рассеивания биологических и химических агентов и, таким образом, представляет угрозу для всех.
Представители Ирака назвали эти предположения неверными. Они утверждают, что, во-первых, данный беспилотный самолет указан в декларации вооружения, переданной инспекторам ООН, а во-вторых, его дальность полета существенно не дотягивает до 93 миль, оговоренных ООН. И уж конечно, он не в состоянии использоваться для распространения химического и биологического оружия, подчеркивают иракцы.
"Он совершает большую ошибку, - сказал Латиф, имея в виду Пауэлла. - Он прекрасно знает, что этот самолет не используется для того, о чем говорил он".
Сегодня представители ООН признали, что иракский самолет действительно упоминался в полугодовой декларации вооружения, поданной Ираком в январе. Однако пока ООН не может вынести окончательного вердикта по вопросу о дальности его полета и о способности этой машины перевозить и распространять запрещенное оружие.
По словами генерала ВВС Ирака Ибрагима Хусейна, этот радиоуправляемый самолет ни разу не отлетал дальше чем на две мили. Хотя размах его крыльев составляет 24,5 фута (то есть потенциально он может быть рассчитан на большие дистанции), Латиф отмечает, что опытный образец не может отлетать далее чем на пять миль от пункта дистанционного управления и должен постоянно находится в поле зрения контролеров. Максимальная дальность полета этого самолета будет установлена только после дополнительных испытаний.
Самолет будет применяться для "рекогносцировки, глушения (создания радиотехнических помех) и воздушных фотосъемок", подчеркивает Хусейн. "Так делают по всему миру, - заметил он. - И у нас тоже есть полное право на это". Он ничего не слышал о том, что самолет может использоваться для рассеивания биологических и химических веществ.
Скандал вокруг иракского беспилотного самолета разразился после того, как в понедельник комиссия инспекторов ООН выложила на свой интернет-сайт 173-страничный доклад под названием "Нерешенные проблемы разоружения. Запрещенные программы вооружения Ирака", который был представлен в пятницу Совету Безопасности ООН. В документе говорится, что "последние инспекции выявили наличие (у Ирака) незадекларированного беспилотного самолета с размахом крыльев 7,45 м (24,5 футов)".
Сегодня официальные лица ООН признали, что в такой формулировке заявление звучало некорректно. По их словам, Ирак сообщал о самолете, однако вполовину занизил величину размаха крыльев, указав 13 футов, а не 24,5. Вероятно, именно это сбило с толку людей, писавших последний доклад.
Генерал Хусейн отметил, что ошибка с величиной размаха крыльев - простая опечатка, которая была исправлена в официальном послании инспекторам от 18 февраля. "Когда приходится готовить столько документов и записывать столько вещей, опечатки вполне естественны", - объяснил он.
Однако остается непонятным, почему Ирак не удосужился включить свой беспилотный самолет в декларацию вооружения от 8 декабря, которая замышлялась как исчерпывающий, полный и окончательный перечень иракских военных программ.
Кроме всего прочего, неясно, почему Ирак решил исправить опечатку только на следующий день после обнаружения инспекторами самолета.
Как сообщил пресс-секретарь инспекции ООН в Багдаде Хиро Уеки, инспекторы ничего не знали о самолете и не видели его до 17 февраля, хотя 10 числа они побывали в том самом исследовательском центре (государственное предприятие "Ибн Фернас"), где ведутся соответствующие разработки - тогда они осматривали небольшие беспилотные машины. Только 17 февраля, во время осмотра летного испытательного комплекса Samarra East в городе Эль-Мутассем, инспекторы впервые увидели большой самолет.
На следующий день инспекторы получили объяснительное письмо иракцев.
4 марта они возвратились в "Ибн Фернас", чтобы получить более детальную информацию о RPV-30A и о двух машинах поменьше. Когда инспекторы прибыли на предприятие, самолет RPV-30A активно разбирали, и, естественно, это всколыхнуло подозрения, что иракцы собирались уничтожить или спрятать изделие от инспекторов.
Однако иракская сторона заявила, что разбор самолета - это обычная практика. RPV-30A, который снова собрали для демонстрации журналистам, был так же быстро разобран после презентации. Об этом сообщил журналист CNN, опоздавший на мероприятие.
Американские чиновники осудили главного инспектора ООН Ханса Бликса за то, что он не упомянул о беспилотном иракском самолете в устном докладе Совету Безопасности в пятницу. Но Бликс и другие инспекторы заявили, что этот вопрос не получил должного освещения в связи с тем, что инцидент пока расследуется и нет возможности сделать четкие выводы.
Инспекторы потребовали от Ирака представить "убедительные сведения" о его беспилотных машинах, включая имена ученых, участвовавших в их разработках, и зарубежных поставщиков, вовлеченных в проект, а также сведения о двигателях и системе управления. По словам Латифа, он готов ответить на любые вопросы, которые зададут ему инспекторы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях