Corriere della Sera | 13 марта 2007 г.
Андре Глюксманн: "При чем здесь русская культура? Это человек КГБ"
Стефано Монтефьори
По мнению французского философа, две фразы, произнесенные президентом Путиным, раскрывают его натуру. "Первая: "Чекистов бывших не бывает". Путин, согласно его собственным утверждениям, хранящий верность своим первым шагам в секретных службах, 20 декабря каждого года отмечает день рождения ЧК, которая потом превратилась в ГПУ и КГБ - аппарат, несущий ответственность за десятки миллионов погибших". А вторая фраза? "В апреле 2005 года Путин назвал "крушение СССР крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века". Как будто ГУЛАГ и Освенцим были деталями истории. И Проди, и Папа с этим согласны? Если нет, то они должны заявить об этом во весь голос. Путина надо остановить".
Французский философ - один из немногих в Европе, кто на протяжении нескольких лет разоблачает автократичный режим "нового Московского царя". Глюксманн обеспокоен молчанием, которое окружает неблаговидные деяния этого режима, и тем, что итальянское правительство вновь (после Берлускони) избрало дружественный тон в общении с этим режимом. "Проди всегда практиковал абсолютное отсутствие критики в адрес Путина. Всем известно, что столица Чечни Грозный была дважды разрушена до основания. Это уничтожение совершалось совершенно открыто, на глазах у всего мира. Как мы можем допустить, чтобы человека, который несет ответственность за это, принимали с такой помпой?" Французский президент Ширак наградил Путина орденом Почетного легиона, высшей французской наградой. "И он сделал это неделю спустя после убийства моей подруги Анны Политковской. Позор! В Европе лишь два лидера отказались от преступного молчания: Ангела Меркель и Николя Саркози. К сожалению, речь идет об отдельных случаях". Что может объяснить рассеянность политиков, интеллектуалов, борцов за мир? Есть две причины, говорит Глюксманн. "В основе лежит почти бессознательная симпатия в отношении явно недемократического, нелиберального и асоциального режима. Эта симпатия к автократии напоминает очарование Сталиным. Естественно, я не говорю, что Путин - это Сталин, однако он является наследником традиции, сложившейся 300-400 лет назад, когда хозяин Кремля решает все".
Вторая причина касается самих европейских политических лидеров. "Они умирают от страха, а это глупо. Путин угрожает перекрыть газовые и нефтяные краны, как он поступил с Украиной и Грузией. Но Европа не маленькая страна, и, если она решит отказаться от его нефти, Путин окажется без денег. Чем больше мы кланяемся, тем больше мы поощряем опасные проявления, которые становятся все более откровенными, именно потому, что никто не пытался его остановить. Путин поставляет ракеты в Иран, блокирует действия ООН против иранской ядерной программы, а как мы на это реагируем? Вместо того чтобы поддерживать русских диссидентов - несколько дней назад в Санкт-Петербурге их было 5 тысяч - мы преклоняем колени". Негодование Глюксманна - моральное и идейное. И не только. Его идеи стратегические и реалистичные. "Мы соглашаемся с тем, что у границ Евросоюза рождается не поддающееся контролю государство. Мы присутствуем при создании империи, обладающей энергетическими ресурсами и вторым по мощности ядерным арсеналом в мире. Наш страх - приговор нашим детям".
Накануне прибытия российского президента в Италию премьер-министр Проди дал интервью российскому информационному агентству РИА "Новости", в котором он говорит об "общем видении и общих чувствах" с Путиным. Премьер отдает дань великой русской культуре, рассказывает о том, что "Братья Карамазовы" Достоевского - роман, оказавший сильное влияние на его жизнь. "И говорит о том, что российские писатели всегда критически относились к автократии, даже Достоевский, который, безусловно, не был сторонником прогрессивных идей. Первый великий русский, Пушкин, умер на дуэли, организованной Кремлем таким образом, чтобы он погиб. Если Проди любит и уважает русскую культуру, он должен уважать и Анну Политковскую, и журналистов, убитых за то, что они расследовали преступления Кремля". В данном случае Глюксманн имеет в виду тех, кто расследовал взрывы жилых домов в Москве в 1999 году, "ставшие предлогом для начала войны в Чечне". "Некоторые выбрасываются из окна, другие оказываются под колесами автомобиля. Тот, кто испытывает истинную любовь к русской культуре, должен взять Путина за рукав пиджака и сказать ему, что чеченцы 300 лет сопротивляются Кремлю. Проди должен прочитать последнюю повесть Толстого, "Хаджи Мурат", где преступления совершает царь Николай, а честь олицетворяет чеченский повстанец. Русская культура - слава Европы, но Путин не имеет отношения к культуре, это КГБ, нынешняя ФСБ. Это разные вещи".
Папа Римский также будет принимать российского президента. На повестке дня сложные отношения с Православной Церковью. "Я выступил в защиту Бенедикта XVI в Регенсбурге. Он был прав, когда напомнил о насилии исламистов, но существует еще и русское, православное насилие: танки, которые давили чеченских мирных жителей, были освящены попами. Об этих преступлениях нельзя молчать".
Европейцы рискуют вновь замарать себя "преступлением безразличия", о котором говорил австрийский писатель Герман Брох. "Преступление безразличия" сегодня - забыть об антиколониализме. Массовое убийство чеченцев - это колониальная война, которая длится три столетия. Где сегодня эти антиколониалисты?" И потом, где капиталисты, "которые верят в свободный рынок с его соблюдением правил"? "Кто сегодня защищает Ходорковского, олигарха, который попытался следовать нормам поведения и за это оказался в сибирском лагере?"
Глюксманн напоминает, что западная культура родилась в борьбе за свободу. "Как только Европа об этом забывает, всегда наступают катастрофические последствия".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях