CNN | 13 марта 2014 г.
Опасно использовать опыт предыдущих кризисов, чтобы уладить нынешнюю ситуацию на Украине
Эндрю Хаммонд
И.о. министра иностранных дел Украины Андрей Дещица в понедельник заявил, что ситуация в его стране почти военная. Российские войска практически взяли Крым под контроль, и это крупнейший геополитический кризис в Европе за последние два десятилетия, пишет на сайте CNN Эндрю Хаммонд, научный сотрудник LSE IDEAS, центра международной политики Лондонской школы экономики.
В попытках описать действия России в Крыму проводились различные исторические аналогии с нацистской Германией, в том числе это сделала на прошлой неделе бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон, говорится в статье.
"Утверждения президента Путина и других русских о том, что они вынуждены прийти в Крым и, возможно, дальше, в Восточную Украину, из необходимости защитить российские меньшинства, напоминают об утверждениях, делавшихся в 1930-х, когда Германия при нацистах говорила, что ей нужно защитить немецкие меньшинства в Польше и Чехословакии и по всей Европе", - сказала Клинтон.
Автор статьи комментирует: "Злополучное британо-французское соглашение с Адольфом Гитлером 1938 года многие рассматривают как аргумент в пользу утверждения, что политика умиротворения агрессоров не работает. Многочисленные политики, включая Джорджа Буша с его войной с терроризмом, утверждают, что на них повлияло Мюнхенское соглашение". Однако, "как показывает история, политики столь же часто неправильно интерпретируют предыдущие кризисы, сколь извлекают из них уроки", - пишет автор.
Президент США Джон Кеннеди во время Карибского кризиса находился под влиянием книги Барбары Такман "Августовские пушки", в которой утверждалось, что Первая мировая война началась в результате просчетов и ошибок с обеих сторон. Кеннеди счел, что события октября 1962 года напоминают о начале того конфликта, и потому проявил мудрость, прибег к различным дипломатическим средствам переговоров с советскими лидерами и пренебрег советом военных нанести быстрый военный удар по Кубе.
Однако ныне все больше ученых полагают, что Германия хотела войны и что утверждение Такман неверно, продолжает автор. Поэтому утверждается, что действия Кеннеди - благоразумные в случае с Кубой и способные спасти мир от ядерной войны - основывались на неверном толковании истории Первой мировой.
В случае с Украиной Мюнхен никоим образом не является единственной исторической линзой для интерпретации происходящего, подчеркивает Хаммонд. К тому же есть явные различия между ситуацией 1930-х годов и сегодняшним положением вещей - это и взаимозависимость в мировой экономике, и различие в мировом балансе власти, и наличие у России большого запаса ядерного оружия.
Западные политики, как и Кеннеди, должны принимать решения спокойно и взвешенно, обдумывая невоенные возможности, имеющиеся в их распоряжении, включая санкции, убежден автор статьи. История может дать весьма полезные примеры взаимодействия с политическими угрозами, но, чтобы избежать ложных выводов, политики должны обращать внимание и на серьезные различия между обстоятельствами прошлого и настоящего, заключает Хаммонд.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях