Статьи по дате

Libération | 13 мая 2003 г.

Откровения Деде-сардины

Рено Лекадр

Парижскому исправительному суду пришло время заняться делом Андре Гельфи. Этот ловкий посредник попал в поле зрения компании Elf в 1992 году, когда помог ей разблокировать два чертовски выгодных нефтяных проекта в бывшем СССР. Лоик Ле Флош-Прижан, в то время глава компании, свидетельствует: "Мы уже потратили более 100 миллионов долларов, раздавая взятки. Наши группы на местах работали по-африкански: мы поливали и там, и тут, но ничего не росло". В стране, переживавшей переходный период, где на волне антигорбачевского путча к власти пришел Ельцин, коррупция цвела пышным цветом. Морис Малле, представитель Elf в странах Востока, пытался приспособиться к новым условиям. "Он цеплялся за ветки - убеждал нас, что КГБ все еще действует. Но он уже не ориентировался в происходящем", ? резюмирует Ле Флош.

Креветки и бассейны. Дадим слово 84-летнему Андре Гельфи. "Кто бы ни был президентом ? Горбачев, Ельцин или Путин, ? для меня всегда открыты двери. Я могу получить все", ? хвастается он. В 60-е годы этот бывший специалист по рыболовецкому промыслу строил плавучие рыбокомбинаты, за что получил прозвище "Деде-сардина". "Их замораживали еще живыми, с открытым ртом, поэтому они были более свежими", ? долго пояснял он когда-то в интервью Liberation. Гельфи предпочитает титул "Деде ? сардиновый король", и ему больше нравится, когда его называют "переговорщиком", а не посредником.

Дружище Деде является также нефтяным королем в странах Востока с тех пор, как в конце 70-х годов он помог в организации Московских Олимпийских игр, которым угрожал американский бойкот. Будучи в то время главой фирмы Coq sportif, он бесплатно обеспечивает спорттоварами национальные команды с тем, чтобы национальные олимпийские комитеты согласились участвовать в советском мероприятии. С этого времени Гельфи продолжает заниматься тем, что он называет "спортивной коррупцией". Он продает Coq sportif и переключается на олимпийские бассейны. По 50 миллионов долларов за каждый. В свой частный самолет Falcon он не забывает брать с собой непотопляемого президента МОК Хуана Антонио Самаранча, который всегда может пригодиться. "Однажды, когда мы совершили посадку в Китае, ? рассказывает он суду, ? Ли Пен обратился ко мне "Ваше превосходительство". Он думал, что обращается к Самаранчу, который еще не вышел из самолета".

Когда с реализацией сделок возникают трудности, Гельфи обещает, что при его участии ситуация будет "разблокирована" как по мановению руки. За свои услуги он просит 3,5 миллиона долларов (скоро эта цифра поднялась до 12 миллионов) плюс 2?3% со сделки. За каждый контракт. В общей сложности Гельфи получит около 100 миллионов франков в виде комиссионных за два проекта ? в России и Узбекистане, которые так и не будут реализованы. Вина за это частично лежит на новом руководстве компании Elf (миттерановца Ле Флоша сменил балладюровец Жаффре), которое не пожелало этого. Гельфи остался верен своей логике ? "я стою дорого, но я ставлю свои условия, от которых можно отказаться, и я получаю только в случае, если все удается", и ему пришлось обнулить счетчик. Но он жалуется: если бы его проекты удались, он рассчитывал, что его франки превратятся в доллары. Попутно ему пришлось взять на себя обязательство наполовину финансировать строительство очередного бассейна.

Договор о разработке в России Саратовского месторождения заключен на самом высоком уровне: в марте 1992 года его подписали в Париже Франсуа Миттеран и Борис Ельцин. Гельфи к этому отношения не имеет, и Малле пользуется этим, чтобы взять его под контроль. Но саратовская администрация блокирует выполнение контракта. Местный губернатор Макаревич находится в руках у друга Деде, и тот этим пользуется. В октябре Elf решает дать ему карт-бланш. Гельфи добивается положительного решения через три дня, обещая построить в Саратове олимпийский стадион. Он даже представляет макет стадиона, причем "с деревьями ? чтобы успокоить экологов".

В Узбекистане все выглядит проще. Гельфи является личным советником президента Каримова. Он принимает узбекских высокопоставленных чиновников в Париже. "Это было недешево: я принял в парижском дворце 55 губернаторов. Самым накладным было то, что они каждый вечер опустошали холодильник". Но, главное, Деде имел на руках секретную карту нефтеносных зон бывшего СССР, которую он после долгой борьбы получил от главного геолога страны: "Это мне дорого стоило физически, так как приходилось все время целоваться с ним в губы. Но, чтобы добыть документ, я это сделал". "Ради Франции", ? иронизирует председатель суда Мишель Деплан.

Самой перспективной зоной является север Узбекистана. Но, по словам Гельфи, Малле специально распорядился проводить бурение в Аральском море, "где больше нет ни воды, ни нефти", чтобы дискредитировать его с его трубами. В итоге новое руководство Elf во главе с Женевьевой Гомес ? правой рукой Филиппа Жаффре ? убедилось: Андре Гельфи был прав, в той зоне, которую он указал, действительно имеется прекрасный нефтяной пласт. Сегодня он дает сотни тысяч баррелей в день. Но Elf уже не участвует в пиршестве.

Источник: Libération


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru