The Guardian | 13 мая 2004 г.
Будущее войны на море, возможно, за шведами
Шон Додсон
Тайны корабля "стелс"
Корабль "стелс", невидимый для вражеских радаров, кажется трюком из фильмов о Джеймсе Бонде, но морской аналог американского бомбардировщика B2 строится на военной верфи на юге Швеции.
По сообщению шведских ВМС, первый корвет класса Visby является военным кораблем принципиально нового типа: это фрегат, который легче и быстрее обычного корабля, и противник практически не способен его обнаружить. Это самое большое судно из углеродного волокна (сверхтвердого легкого пластика), что тоже является прорывом в судостроении. Последним таким прорывом был переход с дерева на сталь, который осуществила Британия в 1843 году.
Основные задачи, стоящие перед Visby, это патрулирование шведских территориальных вод и участие в военных операциях ЕС и ООН. Первый из пяти кораблей, строящихся по заказу военно-морского флота Швеции, экипаж которого составят 43 человека, будет сдан в эксплуатацию в январе будущего года.
Visby весит около 600 тонн, примерно вдвое меньше, чем обычный корвет. На нем находится ангар для вертолета Agusta-Westland, который сможет садиться на верхнюю палубу. Ангар убирается в корпус судна. Убирается и 57-миллиметровое орудие Visby, чтобы не привлекать внимание радаров. Visby предназначается для противолодочной войны, он может ускользнуть от врага и установить противолодочные мины, не будучи обнаруженным.
ВМС Швеции начали поиски материала для корабля "стелс" сразу после холодной войны.
Они перешли со стали на пластик и обнаружили, что это не только дает возможность обнаружения корабля неприятельскими радарами, но и делает судно менее уязвимым для вражеских мин и других форм электронного обнаружения, в частности - инфракрасным лучом. При обнаружении Visby может быстро уйти, поскольку он вдвое легче обычного корвета.
По данным судостроительной компании Kockums, Visby стоит примерно в полтора раза дороже обычного корвета. Но в долгосрочной перспективе по параметру цена-эффективность он превосходит обычные суда. "Углеродное волокно - дорогой материал, - признает Кьелл Гаузе, глава информационного отдела Kockums. - Но эксплуатационные расходы почти ничтожны".
"Стелс" - не единственный высокотехнологичный компонент Visby. Командо-контрольный центр корабля использует операционную систему Windows NT. Шведы утверждают, что это не делает корабль уязвимым для хакерских атак.
Гоночные яхты и патрульные катера и раньше делали из углеродного волокна, но Visby - самое большое судно, которое будет построено из этого материала. Пока рано говорить о новых тенденциях в судостроении, поскольку ходовые испытания корвета только что закончились, но американские судостроители - Lockheed Martin, General Dynamics Corp и Raytheon - строят аналогичные корабли "стелс" для Пентагона. Сообщается, что следующее поколение американских эсминцев DDX будут строить из композитных материалов.
Если окажется, что по параметру цена-эффективность Visby действительно превосходит суда из стали, строительство торговых судов из твердого пластика, по мнению аналитиков, будет только вопросом времени.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях