La Stampa | 13 мая 2005 г.
"От Ирана исходит серьезная ядерная угроза"
Арно Лепарментье
Интервью с Терез Делпеш - директором по стратегическим вопросам Комиссариата по атомной энергии Франции
- Иракцы угрожают возобновить цикл по обогащению урана. Многие полагают, что они не будут этого делать до президентских выборов 17 июня. По-вашему мнению, это блеф?
- Иран угрожает возобновить деятельность по переработке урана в Исфахане, не сам процесс обогащения, это следующая фаза. Не думаю, что это блеф. Почти ежедневное повторение угроз указывает на серьезность намерений. Возникает вопрос о мотивах принятия такого решения до голосования 17 июня. К тому же бывший президент Рафсанджани сообщил, что выставит свою кандидатуру на выборах и что одним из основных элементов его предвыборной программы является сближение с Соединенными Штатами. Подобные сообщения, безусловно, не лучший способ достичь этой цели. Конечно, можно задать вопрос об отношениях между Рафсанджани и Хаменеи, но не думаю, что кандидатура первого была объявлена без одобрения второго. Быть может, Иран просто думает, что согласованное прерывание переговоров с Европой не в его интересах, тем более что эти переговоры не только не разделили три столицы и обе стороны Атлантики, но и сблизили их позиции, так что нет юридических оснований для передачи иранского вопроса в Совет Безопасности ООН. По моему мнению, речь идет о ставке в игре, об очень опасной ставке.
- В чем заключается интерес иранцев в подобной стратегии?
- Возможной целью является провоцирование кризиса, чтобы иметь более сильные позиции после выборов. Но будет очень нелегко объяснить иранцам эту стратегию после того, как на протяжении месяцев населению внушалось, что Запад и, в частности, США хотят лишить Иран права на обогащение и переработку урана. Возможно также, что Иран использовал время переговоров для завершения серии незаконных работ и теперь для получения атомной бомбы ему не хватает лишь расщепляющегося материала. Это самая тревожная перспектива.
- Вы верите в реальность проведения ядерного испытания в Северной Корее?
- Я уверена: если Северная Корея не удовлетворится лишь отправкой тревожных посланий союзникам американцев, необходимо серьезно подготовиться к ответу на событие, которое способно глубоко потрясти регион и которое не может произойти хотя бы без тактического соглашения с Китаем. На самом деле Пекин не слишком много делает, чтобы устранить подобную опасность. Основным следствием атомного испытания может стать полная уверенность стран региона и всего мира о том, что у Ким Чин Ира имеется атомное оружие.
- Иран и Северную Корею объединяет общая стратегия, чем опасен такой союз?
- Есть связь в плане баллистики: иранский Shehab 3 и северокорейский No-Dong свидетельствуют о сотрудничестве между двумя странами. Некоторые японские наблюдатели утверждают, что иранские специалисты неоднократно посещали Северную Корею, чтобы проводить там совместные ядерные эксперименты. Правда это или нет, в случае, если Пхеньян проведет ядерное испытание, надо будет задать вопрос о том, был ли полезен Ирану этот эксперимент. Думаю, вполне справедливо будет рассматривать оба случая одновременно.
- Эта перспектива свидетельствует о провале европейской стратегии в отношении Ирана и американской стратегии в отношении Кореи?
- Если Иран возобновит деятельность, которую он приостановил, это будет шахом европейцам на переговорах, которые должны были завершиться достижением соглашения, а не передачей иранского досье в СБ ООН. Но Европа может возобновить переговоры или предложить новый график в случае отказа иранской стороны. Предложения должны основываться на оценках МАГАТЭ по выполнению соглашения от 15 ноября 2004 года и акцентировать внимание на очень неприятном для Ирана аспекте: докладе МАГАТЭ от ноября 2004 года, в котором приводится длинный список нарушений. Что касается Кореи, то здесь можно говорить о провале договоренностей от 1994 года, подписанных предшествующей американской администрацией, а также о провале шестисторонних переговоров в Пекине.
- До какого предела могут дойти Соединенные Штаты, если позиции Ирана и Северной Кореи подтвердят правоту самых пессимистично настроенных неоконсерваторов? Бомбардировки, интервенция?
- Прежде чем говорить о бомбардировках, следует использовать другие многочисленные возможности, имеющиеся в распоряжении Совета Безопасности. Хотя стратегия Европейского союза, принятая в декабре 2003 года, принимает идею использования силы в качестве последнего инструмента. И у Ирана, и у Северной Кореи имеется много вариантов действий, и можно им посоветовать, прежде чем действовать, как следует подумать.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях