Voice of America | 13 мая 2005 г.
Владимир Путин и состояние демократии в России
Саймон Маркс
Западные лидеры выговаривают российскому президенту Владимиру Путину за то, что им видится отходом России от демократии. Российские власти сердятся и говорят, что их страна переживает обычные болезни роста молодой демократии.
Укрепленный бункер, где находится штаб одной из главных в России оппозиционных политических групп, Национал-большевистской партии. Фрески на стенах повествуют об ультранационалистических корнях партии - это не привлекательные демократы западного образца.
Но в прошедшем году, после уничтожения на выборах демократических реформаторов, национал-большевики оказались одной из немногих сил, готовых противостоять президенту Владимиру Путину. Более 100 членов партии были арестованы за участие в том, что они называют кампанией гражданского неповиновения, включающей в себя захват правительственных помещений и бросание в чиновников пищевыми продуктами.
"Наша цель - превратить Россию в нормальную цивилизованную страну. Сильную и добрую к своим гражданам. В настоящий момент наша цель - вернуть политические свободы и бороться с режимом Владимира Путина. Потому что этот режим не скатывается, а уже скатился к монархии", - говорит Владимир Абель.
Национал-большевики и другие критики Кремля называют несколько оснований для такого вывода. Их партия официально не признана и не может участвовать в выборах. Новые кремлевские правила гласят, что только политические группы, насчитывающие 50 тыс. членов и зарегистрированные как минимум в половине из 89 российских регионов, могут выдвигать кандидатов в парламент. Это высокий барьер, если учесть бюрократические препятствия, связанные с открытием зарегистрированных офисов на территории в десять часовых поясов.
Критики указывают и на другие моменты, свидетельствующие о том, что Кремль сворачивает с демократического пути. Общий облик СМИ изменился после того, как несколько независимых изданий попали под государственный контроль. Выборы губернаторов 89 регионов отменены. Теперь губернаторов назначает президент Путин. Ширятся демонстрации из-за того, как правительство осуществляет замену социальных льгот, и против Кремля выступают и пожилые коммунисты, и молодые националисты.
Примерно в часе езды от Москвы Нина Викторовна всю зиму продавала соленые огурцы и картошку на шоссе у своего дома. Замена льгот означает, что вместо талонов на бесплатный проезд и получение социальных услуг ей будут выдавать деньги.
Но она говорит, что деньги не компенсируют стоимость отобранных льгот. Если назвать долларовый эквивалент стоимости поездки в город на автобусе, может показаться, что это не много. Но здесь, вдали от больших столичных денег, на счету каждый рубль, и элементарные нужды российской глубинки могут создать Кремлю проблемы.
"Конечно, власти виноваты. Кто же еще?" - говорит Нина.
Таким образом, власти оказались перед лицом волны протестов, выплеснувшейся на улицы под старыми красными флагами. Десятилетие назад, когда пенсионеры выходили на демонстрации против тогдашнего президента Бориса Ельцина, многие аналитики сбрасывали их со счетов как людей вчерашнего дня. Сегодня оказалось, что они в состоянии противостоять бывшему сотруднику КГБ в Кремле.
Никто из российских экономистов не спорит с тем, что систему пособий, сопровождавшую россиян от колыбели до могилы, надо было менять. Все признают, что современное российское государство, принявшее капиталистическую систему, больше не может раздавать гражданам блага, придуманные в советскую эпоху. Но гнев тех, кто вышел на улицы, и сомнения обозревателей в компетентности правительства Путина вызвало то, как были введены эти изменения.
Юлия Латынина - сторонница демократических реформ, которая ведет еженедельную программу на единственной в Москве независимой информационной радиостанции. Доступ к общенациональному эфиру ей закрыт.
"На мой взгляд, это грубые ошибки, и такие ошибки свойственны нынешнему режиму. Они связаны, например, с тем, что Путин любит назначать некомпетентных и коррумпированных людей. Это не случайность. Это его способ принятия решений. Потому что он считает: если он назначит некомпетентного человека, тот будет лоялен. А если находится коррумпированный человек, на которого есть досье, то лучше назначить именно его, так как он коррумпирован, и у вас есть инструменты для манипулирования им, коррупция делает его лояльным", - говорит Латынина.
Но в Москве явственно слышны голоса защитников Путина от критиков - как внутри страны, так и за границей. Алексей Пушков - журналист, чьи телепрограммы еженедельно видят зрители от Украины до Сибири. Он утверждает, что авторитарный стиль руководства Путина является понятной реакцией на эпоху Ельцина, десятилетие, которое сторонники Кремля характеризуют как экономическую и политическую анархию.
"При Ельцине у нас были хаос, анархия, мы манипулировали демократией. Внешняя оболочка была демократической, но внутри не было ничего общего с демократией. И после этой хаотичной псевдодемократии маятник качнулся в другую сторону от того, что я назвал бы правой, хаотичной псевдодемократией. Он вернулся к более контролируемой, управляемой демократии", - говорит тележурналист Алексей Пушков.
"Это чрезмерное желание руководить политическим процессом, моделировать его, на мой взгляд, является реакцией на анархию эпохи Ельцина. Думаю, что маятник качнется обратно. Важно то, что маятник качается не произвольно. С каждым взмахом от теряет инерцию, и в конце концов остановится в центре, где находится большинство так называемых стабильных демократий", - предсказывает он.
При отсутствии организованной оппозиции и живой либеральной альтернативы, способной привлечь поддержку Запада, Путин, по мнению Латыниной, может пасть жертвой борьбы за власть в самом Кремле, а не выступлений оппозиции.
"Если нет оппозиции, то может произойти не революция, а государственный переворот, и это плохо, так как придет тот, кто сильнее Путина и более жесток. Путин совершает преступления и ошибки, но ошибок больше, чем преступлений. Весьма вероятно, что придет тот, кто совершит больше преступлений, чем ошибок. И тогда Россия окажется в большой опасности", - говорит Латынина.
Сегодня в России вопрос стоит так: продолжится ли размеренное качание маятника или произойдет что-то непредсказуемое? Это большая игра, и мало кому из москвичей хочется делать в ней ставки.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях