Radio Free Europe/Radio Liberty | 13 мая 2009 г.
Медведев провел в Кремле уже год - но руководит ли он страной?
Роберт Коулсон
А руководит ли президент Медведев страной? - вопрошает обозреватель The Radio Free Europe Radio Liberty Роберт Коулсон. "По сей день история его президентства - это история с двумя главными героями", - пишет автор.
"Следует думать, что Путин - президент, а Медведев - его "первая леди". Иначе логичную картину не выстроить. Медведев играет преимущественно церемониальную роль, ему позволено делать гуманные жесты", - говорит журналистка Маша Гессен, не верящая в существование настоящего тандема власти. Со своей стороны, политолог из университета Сан-Франциско Андрей Цыганков полагает, что россияне ныне видят в Медведеве законного преемника Путина и уважаемого человека, причем президент обзаводится собственной базой среди правящей элиты, делая ставку на юристов и интеллектуалов.
Как бы то ни было, государственные структуры остаются такими же непрозрачными, как и в президентство Путина, считает автор. "Правящая элита столь досконально разрушила медиапространство, что даже журналисты с хорошими связями не могут раздобыть надежную информацию о работе правительства", - говорит Гессен.
"Медведев - либерал в традиционном российском смысле: можно сказать, великодержавный либерал", - предостерегает Цыганков западных комментаторов. По его мнению, Медведев склонен к решению проблем страны юридически-правовыми средствами, но не одобряет резкой децентрализации политической власти или расширения влияния частного сектора в ущерб государственным корпорациям.
Главным свершением Медведева за прошлый год автор называет внесение ряда поправок в Конституцию, в том числе продление президентского срока до 6 лет. Аналитики полагают, что за этими шагами стоял Путин. "В остальном самая характерная черта президентства Медведева - то, что Гессен называет "жестами": он завел блог, дал интервью "Новой газете" и призвал к реформам судебной системы и системы исполнения наказаний", - пишет автор. Единственным конкретным достижением в области борьбы с коррупцией стало распоряжение о декларировании доходов и имущества высокопоставленных чиновников, их супругов и детей. "Но механизма проверки деклараций не существует, а наказание за предоставление ложной информации четко не оговаривается", - отмечает обозреватель. Гессен считает, что Медведев искренне хотел бы укрепить верховенство закона, но возможностей у него пока нет.
По мнению Цыганкова, судьба тандема Путин-Медведев будет зависеть от течения экономического кризиса. Если кризис не вызовет серьезной социально-политической дестабилизации, Медведев успешно доработает до конца срока и, возможно, получит реноме для того, чтобы баллотироваться вновь. Пионтковский, со своей стороны, считает, что экономическое положение намного тяжелее, чем изображает Кремль, и в дальнейшем оно будет ухудшаться. Путин дожидается самого слабого проблеска позитивных тенденций в экономике, чтобы под удобным предлогом вернуться в Кремль, как изначально и задумывалось, говорит Пионтковский.
"Могущество нынешней администрации держится на очень тонком балансе между деньгами и страхом. О подобных закрытых системах мы знаем лишь то, что обычно для их разрушения требуется на удивление мало. Но точный момент предсказать невозможно", - отмечает Гессен.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях