The Christian Science Monitor | 13 ноября 2001 г.
Поворот Путина в сторону Запада вызывает подозрения в самой России
Фред Уэйр
В то время как Владимир Путин направляется в Вашингтон для участия в саммите на фоне потепления в американо-российских отношениях, в самой России формируются скрытые негативные тенденции.
Судя по опросам общественного мнения, все меньше россиян поддерживает войну в Афганистане под руководством США, а некоторые политики считают, что Путин идет на слишком большие уступки США, и делает это слишком поспешно.
После 11 сентября Путин вовлек Россию в ранее немыслимый альянс с Западом. Он открыл российское воздушное пространство для американских самолетов, разрешил силам коалиции доступ на бывшие советские базы в Узбекистане и Таджикистане, а также закрыл последние аванпосты времен холодной войны во Вьетнаме и на Кубе.
Российский президент прибывает в Вашингтон с намерением обсудить вопросы, которые могут включать компромисс по проблеме ПРО и возможное радикальное сокращение американских и российских наступательных ядерных арсеналов. Россия считает Договор по ПРО краеугольным камнем стратегической стабильности, однако Путин дал понять, что, если Буш согласится сохранить договор, Россия не будет возражать против американских испытаний системы НПРО. Подобная сделка может устранить основной источник враждебности между двумя бывшими противниками.
Однако западная ориентация Кремля вызывает недовольство у многих представителей российской военной и политической элиты; она стала причиной первой серьезной полемики по внешнеполитическим вопросам в эпоху правления Путина. Некоторые эксперты предупреждают, что Путин рискует разделить судьбу Михаила Горбачева, который в конце 80-х годов, утратив бдительность под влиянием эйфории, воцарившейся после окончания холодной войны, сдал советские позиции в Восточной Европе, в одностороннем порядке распустил Организацию Варшавского Договора и безучастно наблюдал за воссоединением Германии. Иллюзии рассеялись, когда бывшие союзники СССР вступили в НАТО, а Россия оказалась в экономической и политической изоляции.
"Новая волна односторонних уступок Путина Соединенным Штатам напоминает "дежа вю" и приводит в замешательство многих людей", - говорит член комитета по иностранным делам Совета Федерации Анатолий Коробейников.
По словам Коробейникова, Путин пошел на революционные внешнеполитические шаги, не проконсультировавшись с парламентом или другими государственными органами. "Необходимо широко обсуждать подобные вопросы, чтобы защитить государство от неудачных импровизаций", - отметил он.
И все же популярность Путина продолжает расти: согласно большинству опросов, он пользуется поддержкой, по крайней мере, со стороны двух третей россиян.
Тем не менее, россияне, видимо, начали более негативно относиться к войне в Афганистане, ведущейся под руководством США. По данным исследования, проведенного в ноябре независимым центром РОМИР, половина россиян выступает против использования американскими самолетами российских воздушных коридоров, почти две трети опрошенных негативно относятся к американскому присутствию в бывших советских республиках Средней Азии, а 90% высказываются против любого участия российских войск в этом конфликте.
Более того, Путин - бывший агент КГБ, вероятно, теряет поддержку со стороны своей собственной бюрократии, которая в России намного важнее для политического выживания, чем народная популярность. "Путин обязан своим нынешним положением поддержке со стороны военных и спецслужб, - отмечает ведущий эксперт Института США и Канады Виктор Кременюк. - Для многих из них уступки в отношении Договора по ПРО, американского присутствия в Средней Азии и закрытия российских баз за рубежом попахивают предательством".
В ходе уличных шествий по случаю празднования годовщины Октябрьской революции 7 ноября влиятельная российская компартия начала открыто обвинять Путина в предательстве национальных интересов. "Коммунисты называют его предателем, но больше настораживает, что многие из тех, кто раньше молчал, тоже начали критиковать президента, - отмечает независимый эксперт по вопросам безопасности Павел Фельгенгауэр. - Военные и представители спецслужб в этой стране не могут легко смириться с такими переменами, и они начинают бурлить".
Как ранее Горбачев, Путин может обнаружить, что его популярность на Западе ему не поможет в случае возникновения политического кризиса в самой России, - отмечает президент Института стратегических исследований Александр Коновалов. "Путину срочно необходимо заручиться поддержкой со стороны традиционно прозападно настроенных кругов нашего общества, таких как представители бизнеса и интеллигенция, - подчеркивает он. - Однако многие из этих людей по-прежнему относятся к Путину очень подозрительно, принимая во внимание его прошлые авторитарные замашки, такие как ограничение свободы слова, инициирование шпиономании и принятие старого советского гимна".
Несмотря на возможность заключения стратегического соглашения по ПРО и радикальному сокращению ядерных арсеналов, глубинные причины для трений в американо-российских отношений, скорее всего, сохранятся: речь идет о продолжении дружеских отношений Москвы с Ираком, Ливией и Кубой, а также недавнем соглашении о поставках Ирану современного вооружения на сумму 7 млрд. долларов. "Наши отношения с США по-прежнему остаются очень хрупкими, - считает эксперт московского Института стратегических исследований Сергей Казеннов. - События 11 сентября создали условия для нового подхода, однако, мы не должны преувеличивать возможности для полномасштабного партнерства между США и Россией. Для этого нет ни политических, ни экономических предпосылок".
Однако, по мнению оптимистов, трансформация России в государство западного образца наконец-то приобрела конкретные очертания.
"Мир изменился, и США понимают, что Россия является необходимым кирпичом в новом здании европейской безопасности, - считает Коновалов. - Это означает, что у нас обоих нет другого выхода, кроме как урегулировать свои старые разногласия и вместе двигаться вперед".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях